Лос-Анджелес -- Выдающийся польский пианист Кристиан Цимерман всегда был немногословным человеком. Как правило, во время концертов он не разговаривает со слушателями. Между своими столь редкими концертными турами он почти не общается с прессой - даже на тему своей привычки везде ездить с собственным роялем Steinway. Выходы на бис - редкость.
Поэтому он спровоцировал немалый ажиотаж, когда выступил перед публикой в завершение своего сольного концерта в лос-анджелесском Дисней-холле в воскресенье вечером и объявил, что больше не будет давать концерты в Соединенных Штатах в знак протеста против военной политики Вашингтона.
'Руки прочь от моей страны', - заявил Цимерман пораженным слушателям, осудив планы США по размещению на территории Польши системы ПРО. Одни зааплодировали, другие потребовали, чтобы он замолчал и продолжил играть. Несколько десятков человек вышли из зала, некоторые из них выкрикивали ругательства.
'Да, - презрительно ответил Цимерман. - Некоторые, услышав слово 'военный', начинают маршировать'.
По словам Марка Суида (Mark Swed), многолетнего музыкального критика Los Angeles Times, который присутствовал при инциденте, Цимерман не сразу решился произнести речь. Он был уже готов исполнить первые ноты завершающего номера своей программы, Вариаций на польскую народную тему Кароля Шимановского, но 'застыв на несколько мгновений перед роялем, вдруг обратился к слушателям'.
Суид говорит, что он произнес свою тираду 'спокойным, но гневным голосом, который не сулил ничего хорошего'.
Похоже, Цимермана возмутило объявленное на этой неделе решение Барака Обамы продолжать курс эпохи Буша на размещение системы противоракетной обороны в Польше и Чехии.
Обама подчеркивал, что система ПРО является частью оборонительных мероприятий, направленных против Ирана, а не России, и намерен отказаться от нее, как только исчезнет угроза со стороны Ирана. Но многие поляки обвиняют США в осуществлении военной оккупации их страны, опасаясь, что система ПРО может сделать их мишенью российской агрессии.
Нельзя сказать, что авторы и исполнители классической музыки славятся политическими демаршами. Когда Бетховен разочаровался в Наполеоне после того, как тот в 1804 г. короновал себя императором, самым громким шагом, который сделал композитор, был отказ от посвящения ему 'Героической' симфонии. Леонард Бернстайн выступал против войны во Вьетнаме и приглашал к себе пользовавшегося сомнительной славой фандрейзера радикального движения 'Черная пантера', но никогда не рассуждал о политике с дирижерского пульта.
Между тем, у Цимермана в этом плане сложилась определенная репутация - особенно, после терактов 11 сентября. В 2006 г. он объявил, что не вернется в Соединенные Штаты, пока у власти находится Джордж Буш. В том же году, выступая в балтиморском Шрайвер-холле, он предварил исполнение 'Патетической' сонаты Бетховена осуждением Америки за создание тюрьмы в Гуантанамо.
Видимо, его обличения, по крайней мере, отчасти носят личный характер. Вскоре после 11 сентября таможенники нью-йоркского аэропорта имени Кеннеди конфисковали его рояль, решив, что клей пахнет подозрительно. Впоследствии они уничтожили инструмент.
Несколько лет он путешествовал лишь с механической 'начинкой' своего рояля и (Циммерман - специалист по ремонту фортепиано) устанавливал ее в корпус от Steinway, одолженный у нью-йоркской компании. В 2006 г. он вновь попытался поехать с собственным инструментом, но в результате таможня задержала его на пять дней, сорвав график концертов.