США и Израиль - старые друзья. Но намеченная на май встреча Барака Обамы с формально близким союзником, недавно назначенным правым премьер-министром Биняьмином Нетаньяху в Вашингтоне может обернуться совсем не дружественным фейерверком. Если только в скором времени одна из сторон не изменит свои позиции, звук их грядущего столкновения будет шумно и зловеще раздаваться по всему Ближнему Востоку.
Открытые споры по принципиальным вопросам были редки с тех пор, как Вашингтон впервые оказал Израилю полную поддержку во время президентства Линдона Джонсона в середине 1960-х годов. При Джордже Буше порой казалось, что политикой США по израильско-палестинскому вопросу целиком и полностью руководит бывший премьер-министр Ариэль Шарон.
Таких расхождений в подходах не было с тех пор, как в 1991 г. отец Буша Джордж Буш-старший поссорился с предшественником Нетаньяху из партии 'Ликуд' Ицхаком Шамиром из-за расширения израильских поселений и его несогласия с предложенной идеей мирной конференции. Преодоление этих разногласий может стать сложнейшим внешнеполитическим вызовом, с которым приходилось сталкиваться Обаме.
Нетаньяху при поддержке своего министра иностранных дел, ультранационалиста Авигдора Либермана предельно ясно изложил свою позицию на встрече с эмиссаром Обамы Джорджем Митчеллом (George Mitchell) в начале апреля в Иерусалиме. Израиль не возобновит мирные переговоры до тех пор, пока не будут удовлетворены отвергавшиеся ранее условия - такие, как признание Израиля еврейским государством, - заявил Нетаньяху.
Израильский лидер подтвердил свои возражения против решения по принципу 'два государства', на основе которого строится миротворчество Обамы (а также ООН и Лиги арабских государств), предложив, как сообщается, вариант, при котором палестинцы могли бы управлять половиной Западного берега под надзором Израиля. Кроме того, он защищает продолжение строительства еврейских поселений и заявляет, что Израиль не выйдет с Голанских высот, чего требует Сирия.
В свою очередь, Либерман заявил, что 15 лет мирных переговоров с палестинцами 'не принесли ни результатов, ни решений'. Для достижения региональной стабильности США следовало бы концентрировать свои усилия на том, чтобы не позволить Ирану получить ядерное оружие.
Для Обамы многочисленные 'нет' Нетаньяху - не ответ. Некоторые аналитики предполагают, что израильский лидер просто занимает жесткую исходную позицию; другие - что он считает, что многие арабские государства согласны с ним в том, что самой насущной проблемой Ближнего Востока является Иран, а не Палестина.
Но то, насколько сознательно Нетаньяху выступает против ключевых элементов политики США - диалога с Тегераном и Дамаском и окончательных шагов навстречу палестинскому урегулированию - вызывает явную озабоченность в Вашингтоне. На прошлой неделе государственный секретарь Хиллари Клинтон дала понять, что, если Нетаньяху хочет драки, то он ее получит.
'Если Израиль хочет, чтобы ему оказали поддержку по вопросу Ирана, то он не может оставаться безучастным по отношению к палестинцам и мирному урегулированию. Два этих вопроса тесно связаны', - заявила Клинтон. Затронув еще один больной вопрос, она намекнула на то, что США могли бы финансировать будущее палестинское правительство национального единства, включающее в себя представителей движения ХАМАС, как уже финансирует ливанское правительство, в котором состоят члены 'Хезболлы'.
По-видимому, так же настроен и Обама. Пригласив лидера Палестины Махмуда Аббаса и президента Египта Хосни Мубурака в Вашингтон в мае, он словно выбил стул из-под Нетаньяху, прежде, чем тот успел на него сесть.
'Я убежденный сторонник решения по принципу 'два государства'. Я четко заявлял это публично и четко заявлю в частном порядке. И, думаю, есть немало израильтян, которые также верят в решение по принципу 'два государства', - заявил Обама. - Мы не можем вести переговоры до бесконечности... в какой-то момент должны быть предприняты шаги, которые позволят людям увидеть реальное продвижение. И мы надеемся, что именно это произойдет в ближайшие месяцы'.
Хотя нынешние разногласия вряд ли изменят американо-израильские союзнические отношения фундаментальным образом, они не сулят ничего хорошего в плане образования палестинского государства и предотвращения очередной войны на Ближнем Востоке - на этот раз с участием Ирана. Американский колумнист Джим Хогленд (Jim Hoagland) прогнозирует, что встреча с Нетаньяху окажется 'самой жесткой' для Обамы встречей с зарубежным лидером, и она может определить, что ждет регион: война или мир.
Шаги США навстречу Ирану 'вызвали сомнения в неоднородном израильском правительстве относительно готовности Обамы защищать безопасность Израиля, как заявил Нетаньяху. Эти опасения создают нездоровые моменты в отношениях двух союзников, которые нельзя обсуждать открыто', - писал Хогленд в Washington Post .
'Кошмарный сценарий' для Обамы выглядит так: Израиль, рассорившись с Вашингтоном и опасаясь угрозы своему существованию, в одностороннем порядке наносит удар по ядерным объектам Ирана, как в прошлом израильские лидеры и обещали. Ответный удар Ирана и мусульманского мира не оставляет у Обамы иного выбора, кроме как безусловно поддержать Нетаньяху. Таким образом, его 'дипломатия перемен' окажется в руинах, а надежды на мир на Ближнем Востоке в широком понимании будут перечеркнуты.
Лучше бы Обаме быть готовым к предотвращению опасных шагов Израиля. Ключевые решения придется принимать внезапно.