EUOBSERVER/БРЮССЕЛЬ. Как сообщили нам эксперты по трансатлантическим отношениям, в восточноевропейской и российской политике Барака Обамы, отмечающего в среду 100 дней пребывания в Белом доме, остаются лакуны, которые необходимо заполнить.
Обама, совершивший турне по Европе и встретившийся со всеми лидерами блока, а также со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым, продемонстрировал резкое изменение стиля по сравнению со своим предшественником, однако пока его политика в отношении этого региона остается расплывчатой.
Как сообщил нашему сайту Майкл Эмерсон (Michael Emerson) из правоцентристского Центра европейских политических исследований в Брюсселе, в политике в отношении Восточной Европы наблюдаются пробелы, а по поводу ситуации на Украине, в Грузии и - в последнее время - в Молдове не было сделано конкретных заявлений.
'Некоторые рассуждают в том духе, что Обаму регион не интересует, и он предпочитает, чтобы его проблемы решали Россия и ЕС. Я бы так не сказал. Поживем - увидим, ведь пока его администрация сформирована еще не полностью ', - заявил он.
По мнению Эмерсона, единственный пример участия США в делах региона касался Армении. Это были 'корректные', по словам эксперта, заявления Обамы, сделанные в прошлую пятницу, когда он не стал использовать слово 'геноцид' для того, чтобы охарактеризовать убийство 1,5 миллионов армян турками в 1915 г. - вопреки тому, что он говорил в качестве кандидата в президенты.
Эта тема вызывает жаркие споры в Турции, с которой Обама пытается наладить отношения, испорченные в результате войны администрации Буша против Ирака.
Возможно, Турция была главным пунктом апрельского турне Обамы в Европу, когда он призывал ЕС принять в свои ряды Анкару. Но ему немедленно парировал президент Франции Николя Саркози.
'США повторяют это десятилетиями, но у них нет способов воздействия на решения ЕС', - отмечает Эмерсон.
Турция обладает не только крупнейшей после США армией среди государств-членов НАТО, но и региональным влиянием, которое, как считается, имеет ключевое значение для отношений Запада с арабским миром, стран нестабильного Кавказа, а также Ирака и Афганистана.
Нажали не на ту кнопку?
Новая политика США в отношении России до сих пор определялась фразой вице-президента Джо Байдена 'нажать на кнопку перезагрузки', произнесенной в феврале.
Месяц спустя в Женеве государственный секретарь США Хиллари Клинтон вручила своему российскому коллеге Сергею Лаврову пластиковую кнопку с надписью 'перезагрузка' на английском и русском языках. 'Надеюсь, здесь все правильно', - сказала она. 'Боюсь, не совсем', - ответил Лавров. Вместо слова 'перезагрузка' по-русски было написано 'перегрузка'.
Конкретным результатом, которого можно было бы ожидать от политики 'перезагрузки', являются 'серьезные переговоры о контроле над вооружениями', заявил Эмерсон, имея в виду план, объявленный 1 апреля президентами США и России, по значительному сокращению ядерных арсеналов двух стран.
'Нажать кнопку перезагрузки в отношениях с Россией, - это отличная исходная позиция, но это не значит ровным счетом ничего. Это элемент пересмотра бушевской политики, которая была неэффективна, но пока мы не знаем, что они будут делать', - заявила в интервью EUobserver Катинка Барыш (Katinka Barysch ) из лондонского аналитического Центра европейских реформ, который часто характеризуется как атлантист (прим. ред.сторонник НАТО).
'Россия не является приоритетом политики. Она воспринимается инструментально, в рамках решения других вопросов, так же, как Турция', - добавила она.
Не является приоритетом и энергетическая безопасность, одна из главных озабоченностей Восточной Европы в плане отношений с Россией.
'Им нужно решить столько проблем в экономике страны, в сфере изменения климата, по Афганистану и Пакистану, что энергетическая безопасность ЕС не является главным предметом озабоченности', - объяснила она.
Конец европейского медового месяца
Хотя супруги Обамs сумели загипнотизировать европейские аудитории, путешествуя по Европе в апреле, лидеры ЕС неохотно предлагали президенту то, на что он рассчитывал.
Турне все еще считается успешным, но только потому, что Обама снизил свои публично озвученные ожидания относительно увеличения контингента в Афганистане и экономического стимула в Европе, соизмеримого с американским.
'Сегодня медовый месяц с Европой выглядит сплошным разочарованием', - говорит Фабрис Потье (Fabrice Pothier), глава брюссельского отделения фонда Карнеги за международный мир, американского аналитического центра, тесно связанного с государственным департаментом США.
По его мнению, нежелание отправлять дополнительные войска на войну в Афганистан - или готовность отправить их лишь на период выборов - доказывает, что 'Европа сильна на риторику и слаба на действия'.
'Это отражается на авторитете Европы как глобального игрока', - говорит он, отмечая, что и по вопросу изменения климата США и Китай делают гораздо больше, чем ЕС, традиционно считавшийся главным борцом с глобальным потеплением. Это может даже привести к сепаратной климатической сделке между Китаем и США после проведения в декабре копенгагенской конференции ООН по изменению климата.
По мнению Потье, Обама, в отличие от ряда бывших президентов США, является не 'естественным европейским президентом', а 'естественным азиатским президентом'.
Однако, подчеркнул он, Европа останется главным торговым и военным партнером США на многие годы вперед.