Во внутриполитической жизни США началась эпоха Обамы. В ходе дискуссии о способах преодоления экономического кризиса мнение республиканцев потеряло актуальность. Все, на что они способны сегодня - это оправдываться за отсутствие регулирования в банковском секторе или призывать в духе Герберта Гувера к невмешательству государства в экономику, как это делает, например, конгрессмен от штата Огайо Джон Бехнер (John Boehner).
Однако, оценивая первые 100 дней пребывания Обамы в должности, было бы неверно сосредоточивать все внимание на действиях самого президента, игнорируя то, что происходит вокруг него. Подобно Великой депрессии тридцатых годов нынешняя Великая рецессия меняет самоощущение американцев.
Отчасти эти перемены касаются стиля жизни - я имею в виду 'новообретенную бережливость', как выразился автор передовицы в Time от 27 апреля. Американцы сегодня предпочитают отовариваться в сетевых магазинах, обходя стороной бутики. Они откладывают или отменяют поездки в отпуск. Идя на бейсбольный матч, они покупают места подешевле. Кроме того, насколько можно судить по растущему объему продаж консервов и полуфабрикатов, они стали меньше ходить по ресторанам, предпочитая питаться дома.
Однако новообретенная бережливость не позволяет компенсировать все потери от кризиса. Так, среди тех, кто зарабатывает меньше 50000 долларов в год, 34% вынуждены отказаться от посещения врача, поскольку это им не по карману, а 31% какое-то время оставался без работы. Семьи, прежде способные оплатить учебу детей в колледже, теперь вынуждены обращаться за стипендиями. Мужчины, опасаясь появления в семье 'незапланированных' детей, чаще идут на стерилизацию. Некогда щедрые благотворительные организации вынуждены сокращать масштабы своей деятельности. Так, Фонд New York Times, выдавший в прошлом году грантов на 7 миллионов долларов, объявил о приостановке спонсорских программ.
Результатом этих изменений в плане качества жизни в стране, где в ходе недавнего опроса 57% респондентов заявили, что осуществить 'американскую мечту' теперь труднее, стал резкий сдвиг 'влево' в политических взглядах людей.
Два недавних социологических исследования, проведенных Центром развития Америки (Center for American Progress), - их результаты подытоживаются в докладах 'Новая прогрессивная Америка' (New Progressive America) и 'Ситуация с политической идеологией в Америке в 2009 г.' (State of American Political Ideology 2009) - показывают, что в обществе формируется консенсус относительно ряда мер социального характера. Почти 80% американцев считают, что 'для обеспечения устойчивого экономического роста в стране государство должно вкладывать деньги в образование, инфраструктуру и науку'. Более 67% респондентов уверены: 'финансовая поддержка бедных, больных и пожилых людей входит в обязанности государства'. А 44% заявили, что 'федеральное правительство должно гарантировать всем американцам доступное медицинское страхование'.
Самым большим испытанием для администрации Обамы в нынешнем году станет реализация программ, основанных на таком образе мысли. На местах уже появились признаки того, что принцип 'каждый за себя', насаждавшийся бушевской администрацией, уходит в прошлое - этому способствуют действия государственых и частных структур, занимающихся экологической и образовательной деятельностью.
В Калифорнии и еще полудюжине штатов городские власти делают энергосберегающие технологии более доступными для граждан. Они помогают людям устанавливать в домах солнечные батареи, предоставляя им муниципальные займы, выплаты по которым будут включаться в налог на имущество. В то же время колледжи и университеты по всей стране действуют по принципу, диаметрально противоположному позиции американских банков: они ставят на первое место не собственные интересы, а интересы людей, которым они служат.
В Гарварде - и многих других не столь богатых ВУЗах (чьи учредительные фонды в большинстве случаев потеряли 20-30% капитализации) - замораживаются зарплаты и урезаются строительные программы, но при этом они стали предоставлять больше стипендий для помощи малоимущим студентам. Американские университеты и колледжи исходят из того, что студенты не должны дожидаться конца рецессии, чтобы продолжить образование.
Мораль этой стратегии 'малых дел' - в том, что путь в будущее связан с готовностью вносить свой вклад в общее дело и усилением эгалитаризма. Именно об этом говорил Обама в своей инаугурационной речи: 'Наши экономические успехи всегда были связаны не только с объемом ВВП, но и со способностью общества обеспечить благосостояние максимальному числу людей, дать шанс всякому, кто желает им воспользоваться'. Проблема здесь заключается в следующем: чтобы воплотить в жизнь этот тезис, Обаме необходимо заручиться куда большей поддержкой республиканцев, чем он имеет сегодня.
Вызванное рецессией изменение образа мысли американцев пока не стало 'панацеей'. Сегодня у Демократической партии нет того подавляющего большинства в Конгрессе, на которое опирались Франклин Рузвельт в 1930-х и Линдон Джонсон в 1960-х. Республиканская же партия по всем признакам намерена занимать до 2010 г. обструкционистскую позицию, надеясь, что, если она не позволит Обаме действовать эффективно, на промежуточных выборах в Сенат и Палату представителей избиратели проголосуют против демократов.