Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Серый кардинал" политики США улучшит отношения с Россией и Китаем

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Брент Скаукрофт (Brent Scowcroft), 'серый кардинал' американской внешней политики, наблюдает за отношениями супердержав уже в течение семи президентских сроков, и вот хорошие новости: в основном ему нравится потенциал, который он сейчас наблюдает в отношениях с Россией и Китаем.

Брент Скаукрофт (Brent Scowcroft), 'серый кардинал' американской внешней политики, наблюдает за отношениями супердержав уже в течение семи президентских сроков, и вот хорошие новости: в основном ему нравится потенциал, который он сейчас наблюдает в отношениях с Россией и Китаем.

Г-н Скаукрофт считает, что в начале президентского срока Обамы все готово к продуктивным отношениями с обоими странами, которые, даже в этом, столь изменившемся мире, остаются самыми мощными силами, с которыми Вашингтону приходится соперничать и иметь дело.

Продвижение мирового экономического сотрудничества и снижение объемов ядерных вооружений являются лишь двумя приоритетами, которые показывают важность поддержания хороших отношений с Россией и Китаем, говорит ответственный реактор Wall Street Journal Джерри Сейб (Jerry Seib).

Появление новых руководителей в России и США и готовность обеих сторон вновь задуматься о ядерной стратегии могут значительно улучшить связи между Вашингтоном и Москвой, говорит г-н Скаукрофт. А мировой экономический кризис, если урегулировать его правильно, потенциально может улучшить сотрудничество между США и Китаем.

Конечно же, положительные результаты не являются гарантированными. Но, в любом случае, на карту поставлено очень много, так как эти две страны обладают огромными возможностями повлиять на стратегию национальной безопасности США в любую сторону. Возможно, что только тесное сотрудничество между США и Россией может помешать Ирану получить ядерное оружие. Тем временем, экономические отношения между США и Китаем, возможно, являются самыми важными в мире, и Китай может помочь, хотя бы немного, смягчить опасные ситуации в Северной Корее и Пакистане.

Никто не знаком с этими важными отношениями ближе г-на Скаукрофта. Ветеран никсоновского Белого дома, советник по национальной безопасности при президентах Джеральде Форде и Джордже Буше-старшем, и доверенное лицо специалистов по внешней политике Демократической и Республиканской партий США, он, очевидно, является олицетворением внешнеполитического истаблишмента. Один из его ближайших коллег, Роберт Гейтс, служит министром обороны при президенте Бараке Обаме, а советники Белого дома говорят о взглядах г-на Скаукрофта с уважением.

Поэтому разговор в его офисе, расположенном в двух кварталах от Белого дома, это хороший способ оценить состояние отношений между супердержавами.

Сначала речь идет о России:

'В отношении России, с момента окончания 'холодной войны' мы в основном вели себя с нарочитым невниманием, если только они не были нужны нам для чего-то определенного,' говорит г-н Скаукрофт. Это усилило ожесточение Москвы. 'Я думаю, что мы серьезно недооценили то унижение, которое испытали Россия и россияне, потеряв свое положение [мировой супердержавы]."

Многие из этих чувств были воплощены в бывшем президенте Владимире Путине, который теперь исполняет роль премьер-министра. Но теперь, с приходом к власти нового президента Дмитрия Медведева, 'у нас есть возможность изменить это, и сделать это можно в сфере ядерных вооружений', говорит г-н Скаукрофт.

Это та самая возможность, которой г-да Обама и Медведев решили воспользоваться, когда они согласились сфокусировать [свои отношения] на сокращении ядерных вооружений. США и Россия по-прежнему обладают 95 процентами всех ядерных вооружений мира, замечает г-н Скаукрофт, и США пора начать разговаривать с Россией 'на равных' по поводу снижения угроз от ядерных вооружений и распространении безопасной ядерной энергии.

Американо-российское сотрудничество в этой сфере также предоставляет наилучший оставшийся шанс разобраться с нависшей иранской ядерной угрозой, говорит г-н Скаукрофт: 'Единственный шанс разубедить Иран, это если США и Россия будут делать это вместе.'

Г-н Скаукрофт считает, что нужно предложить сделку: если Россия действительно поможет остановить иранскую программу ядерных вооружений, США могут отказаться от планов по размещению средств противоракетной обороны в Европе, которые так беспокоят Москвы. Он замечает, что США пытались убедить Россию, что разворачивание системы противоракетной обороны предназначено для противостояния иранской угрозе, а не для конфронтации с Москвой. Если иранская программа остановлена, 'нам не нужно разворачивать [эту систему]'.

А теперь по поводу Китая:

'Сейчас мне нравится то, что происходит [в отношениях] с Китаем,' говорит г-н Скаукрофт, который во многом управлял отношениями с Пекином в течение многих последних лет. На этом фронте, переход от администрации Джорджа У. Буша к администрации Барака Обамы был плавным, говорит он. Теперь, 'финансовый кризис может обернуться в любую сторону: он может свести нас ближе или развести нас в стороны'.

На данный момент г-н Скаукрофт считает, что вероятность первого больше. Китайцы запустили план стимулирования экономики, который 'насколько я могу сказать, гораздо лучше нашего в том смысле, что когда они решают потратить деньги, это происходит на следующий день'.

Китайцы показали готовность произвести 'огромные' вливания в инфраструктуру, и польза от этого дойдет и до США. С американской стороны, недавнее решение администрации Обамы, озвученное в отчете Казначейства, не обозначать Китай как нацию, манипулирующую своей валютой для получения экономических преимущеста, было 'четким политическим заявлением'.

'Я не вижу на горизонте ничего, чтобы привело меня к мысли о неизбежной враждебности, которая может стать результатом [экономического кризиса],' говорит г-н Скаукрофт.

И это хорошо, потому что насколько Россия может помочь остановить ядерную программу Ирана, настолько же и у Китая есть возможность повлиять в этом отношении на Северную Корею. Существуют пределы, замечает г-н Скаукрофт, но 'даже если китайцы не могут контролировать Северную Корею, у них больше влияния'.

Точно так же, по замечанию г-на Скаукрофта, Пакистан традиционно пытается полагаться на два государства - США и Китай. Ни одна страна по отдельности не может остановить текущий провал Пакистана в руки военизированных исламистов, но вместе у них больше шансов, чем по отдельности.

Выступление на Всемирном российском форуме

Путь в Москву ("The National Interest", США)

Белейшая из белых книг ("The Moscow Times", Россия)

Российско-американские отношения будут перегружены ("Русская Германия", Германия)

США-Россия: проблемы с 'перезагрузкой' ("Real Clear Politics", США)

Обсудить публикацию на форуме