Сталинские показательные процессы закончились давным-давно, но их современная путинская версия продолжается - и приводит к ссылке политических оппонентов режима в сибирские лагеря.
При тогдашнем президенте Владимире Путине, глава нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский был арестован под дулом пистолета в 2003 году, привлечен к ответственности по сомнительным обвинениям в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве, получил приговор в 2005 году и был посажен на восемь лет. При сегодняшнем премьер-министре Владимире Путине, бывший нефтяной магнат вновь предстал перед судом по дополнительным обвинениям в хищениях, которые могут добавить к его тюремному сроку еще 22 года. Можно с уверенностью сказать, что г-н Ходорковский, у которого до ареста были политические амбиции, не сможет принять участие в президентских выборах 2012 года, когда г-н Путин может попытаться вернуться в Кремль.
Г-н Ходорковский и его соответчик, один из топ-менеджеров ЮКОСа Платон Лебедев, вновь предстают перед судом в Москве. Мы не могли бы лучше описать кафкианскую природу российской судебной системы, чем это сделал сам обвиняемый. Вот ответ г-на Ходорковского, данный им прошлым месяцем в суде, на обвинения в краже нефти:
'Меня фактически обвинили в тайном от собственника физическом изъятии 350 миллионов тонн нефти. Это же не ведро краски со склада украсть. Можно себе представить, ваша честь, присвоенную бочку, присвоенную цистерну, вагон. Эти гении сыска и права говорят о 350 миллионах тонн нефти, то есть о железнодорожном составе, который огибает Землю по экватору три раза."
Обвинители также утверждают, что каким-то волшебным способом ответчики похитили нефть, которая в то же время была учтена и за которую были заплачены высокие налоги. ЮКОС 'никогда не сообщал и никогда не обнаруживал никаких пропаж нефти', заявил г-н Ходорковский, а за период с 1998 по 2003 год компания заплатила 45 миллиардов долларов налогов. "Если я украл нефть, но с чего тогда ЮКОС платил налоги? С нефти, которую я предположительно украл?'
Когда в прошлом году Дмитрий Медведев стал президентом, он жаловался на 'правовой нигилизм' в стране. Он может восстановить некое подобие диктатуры закона - и доказать, что он не просто сохраняет кремлевское кресло для г-на Путина - положив этому фарсу конец.
____________________________________________________________
Тоска по весне ("Berliner Zeitung", Германия)
Ходорковский заявляет о своей невиновности ("Spiegel", Германия)
Партизанский протест Каспарова в московском суде ("The Washington Post", США)