Похоже на то, что Беларусь к участию в 'Восточном партнерстве' подготовилась куда как основательнее, нежели сами инициаторы этой новой европейской политики. Даже в день учредительного саммита представители Брюсселя продолжали пережевывать старые тезисы, лишь в крайне обтекаемой форме дающие представления о перспективах 'Восточного партнерства'.
Конечно, проект еще предстоит наполнить конкретикой, и подходить к этому процессу Европа намерена с прицелом на национальные и геополитические особенности каждой страны-участницы в отдельности. Но официальный Минск уже, похоже, нащупал ту линию, которую в своих 'восточнопартнерских' отношениях намерен сделать "красной". Беларусь делает ставку на исключительный прагматизм экономического толка, в котором нет места отвлеченным понятиям вроде демократических ценностей.
Для Брюсселя, с одной стороны, четкое обозначение Беларусью своих интересов в 'Восточном партнерстве' облегчает задачу выстраивания отношений в рамках этой политики. С другой - существенно затрудняет выполнение продекларированной цели мягкой и постепенной трансформации политического и общественного строя в Беларуси в соответствии с европейскими демократическими стандартами.
О том, что этот вопрос с повестки дня не снят и не затерялся в ворохе бумаг европейских чиновников, в Праге говорила и комиссар по внешним связям и политике добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер, напомнившая о существовании пяти рекомендаций, и глава комитета Европарламента по международным делам Яцек Сариуш-Вольски, отметивший, что 'прогресс в отношениях с Беларусью будет зависеть от прогресса в процессе реализации реформ в Беларуси', и глава Европарламента Ганс-Герт Петтеринг, заявивший, что Европа 'не поджала хвост' в критике Минска. Да и в учредительной декларации 'Восточного партнерства', которая, как отмечает наш МИД, 'отвечает национальным интересам страны', верховенство законов, уважение прав человека и основных свобод названы основополагающими ценностями, на которых будет базироваться новая политика.
Впрочем, создается впечатление, что представители официального Минска в Праге эти ремарки благополучно пропустили мимо ушей и не стали обременять этими 'лишними' подробностями белорусское общество. Государственные СМИ в сообщениях с саммита и проведенных там посланниками Беларуси встречах делают акцент исключительно на прагматичных моментах диалога. Кстати, на предварявших саммит встречах с Ферреро-Вальднер и Хавьером Соланой солировал министр иностранных дел Сергей Мартынов, тогда как фактический руководитель делегации первый вице-премьер Владимир Семашко пытался убедить деловые круги Чехии в инвестиционной привлекательности нашей страны.
Свое видение сути 'Восточного партнерства' глава МИД Беларуси обрисовал во время встречи с Соланой. По словам Сергея Мартынова, Беларусь в этой программе привлекает отнюдь не прямое финансирование деятельности. Беларусь планирует предложить своим соседям и по ЕС, и по 'Восточному партнерству' проекты, которые могли бы стать серьезной, содержательной частью партнерства. Это касается приграничного сотрудничества, транзита электроэнергии, инфраструктуры, логистики транзита.
'Вот эти вещи должны быть главной, содержательной частью, - сказал министр. - А формальная юридическая оболочка, которая сегодня будет утверждена, и финансирование как техническое поддержание этой оболочки - не принципиальны, еще раз подчеркну, что принципиальным является проектная, содержательная часть партнерства'.
В Прагу Мартынов приехал отнюдь не с пустыми декларациями, а с более чем конкретными проектами и предложениями, которые были преданы гласности в ходе встречи с Ферреро-Вальднер. В частности, Беларусь попробует заинтересовать Европейскую комиссию проектом соединения электрических сетей Беларуси и Польши, что, по мнению Мартынова, 'принесет выгоду не только Беларуси и Польше, но и партнерам в Российской Федерации, странах ЕС'.
Кроме того, Беларусь заинтересована в расширении сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития и в привлечении в регион Европейского инвестиционного банка. Также Беларусь имеет возможность и желание подключиться к европейской системе электронного декларирования грузов, что станет гарантией беспрепятственного транзита товаров через нашу страну.
Кроме того, стороны также обсудили сотрудничество в энергетике, сельском хозяйстве, сертификации, экологической сфере. А вскоре намерены к этим темам добавить диалог на экспертном уровне по экономическим и финансовым вопросам, банковскому делу.
В общем, официальный Минск, похоже, вполне уверен в том, что Евросоюз, раз уж ввязался в прагматичный диалог с Беларусью, с этой тропы не свернет. Следовательно, у белорусских властей нет большого резона уступать мягкому нажиму Европы относительно демократизации страны. По крайней мере, уступать с такой скоростью, превышение которой чревато последствиями для стабильности нынешней власти.
________________
Лукашенко раздает приветы и России, и Европе ("Белорусские Новости")
Поедет - не поедет? ("Салiдарнасць")