В Праге 7 мая открылся саммит 'Восточное партнерство'. Его участниками стали представители Евросоюза, а также Азербайджана, Белоруссии, Армении, Грузии, Молдавии и Украины.
Не все страны-участницы 'партнерства' представлены в столице Чехии своими лидерами. Так, Молдавию и Белоруссию будут представлять вице-премьеры - Андрей Стратан и Владимир Семашко. Выделилась Украина - вместе с президентом Виктором Ющенко в Прагу приехала премьер Юлия Тимошенко. Прибыл на саммит и Михаил Саакашвили, не так давно беседовавший по душам с мятежными танкистами из Мухровани.
Как известно, идея 'Восточного партнерства' родилась на Западе по следам августовских событий на Южном Кавказе. Ряд политологов усматривает в этом проекте 'руку Вашингтона', поскольку 'партнерство' намечает создание южного энергетического коридора в обход России. Естественно, Евросоюз подает данный пункт под соусом 'энергетической безопасности', обещая выделить до 2013 года шести странам 600 миллионов евро на всех. Деньги, надо сказать, небольшие, однако вместе с финансовой помощью Брюссель обещает упростить избранным постсоветским республикам визовый режим и создать зоны свободной торговли.
'Цель 'Восточного партнерства' - политическая ассимиляция и экономическая интеграция для повышения уровня стабильности и безопасности на восточной границе Евросоюза', - заявил глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу.
В Москве к этому проекту отнеслись настороженно. России, как крупнейшему экспортеру энергоресурсов, 'Восточное партнерство' грозит потерей влияния в этой сфере. Да и втягивание Евросоюзом ближайших соседей России в орбиту своего влияния не сулит Москве ничего хорошего. Запад, правда, пока не скупится на успокоительные увещевания. Так, на недавней встрече глав внешнеполитических ведомств России и Польши Сергея Лаврова и Радослава Сикорского, последний заверил, что инициатива ЕС в отношении шести постсоветских республик не противоречит интересам России. 'Всем известно, что это программа модернизации соседей Евросоюза, - говорит Сикорский. - Поскольку сама Россия модернизуется, то тут нет никаких противоречий. Россия, если хочет, может присоединиться к европейской политике соседства, частью которой является 'Восточное партнерство'. По мнению главы польского МИДа, трудно представить, что либерализация стран-участниц 'партнерства' может кому-то 'угрожать и повредить'.
Евросоюз всегда мягко стелет, да жестко спать будет. Опыт последних десятилетий заставляет усомниться в искренности подобных заявлений. Неудержимая экспансия ЕС и НАТО на восток свидетельствуют об этом. Никто на поверку не собирается считаться с национальными интересами России. Под угрозу ставится и ее суверенитет. Неудивительно, что Сергей Лавров на встрече со своим польским коллегой отметил: справедливо предоставить России право голоса при решении международных вопросов, касающихся интересов Москвы.
'Мы рассчитываем на практическое воплощение заявления о том, что 'Восточное партнерство' не противопоставляется отношениям ее участников с Россией, - заявил Лавров. - Такое осуществление этой инициативы должно учитывать заинтересованность в том, чтобы мы формировали общее пространство во всех сферах, а не пытались здесь строить разделительные линии'.
С Лавровым солидарен и председатель комитета по международным делам Госдумы РФ Константин Косачев: 'Если 'Восточное партнерство' будет направлено на то, чтобы при всех красивых лозунгах обозначить новую линию, границу между теми государствами, которые войдут в эту программу, и между Россией - конечно, нам это не может нравиться по определению, - приводит его слова РИА Новости. - Это произойдет в том случае, если Евросоюз не устоит перед соблазном поставить все эти страны перед выбором, перед дилеммой: либо - вы с нами, либо - вы с Россией'.
Между тем, еще до официального оформления у 'Восточного партнерства' возникли проблемы. Во-первых, нет единства мнений у самих стран-участниц программы. Так, Азербайджан отказывается следовать пожеланию ЕС в части развития сотрудничества с другими республиками бывшего СССР, принятыми в программу. Во-вторых, сами европейские дипломаты отмечают, что документ не будет столь масштабным, как этого хотелось бы восточным участникам партнерства. Все дело в том, что республики, похоже, чересчур воодушевились идеей безвизовых поездок в Европу и настаивают на реализации этого пункта 'партнерства' уже в ближайшее время. Такое положение вещей Евросоюз, естественно, не устраивает. Многие страны ЕС также выступает против того, чтобы шесть государств-участников именовались в итоговом документе как 'европейские страны', поскольку такая формулировка в определенном смысле дает им надежду на будущее членство в Евросоюзе.
Все это сделало отношение к 'Восточному партнерству' в последнее время более прохладным. 'Если лидеры таких больших стран, как Великобритания и Франция решили проигнорировать саммит, то это означает, что в Лондоне и Париже не воспринимают всерьез этот проект', - цитируют 'Известия' высокопоставленного чиновника Евросоюза, пожелавшего остаться неназванным.
Таким образом, стратегический план по созданию кольца вокруг России постепенно оборачивается бременем для Евросоюза. И, похоже, на Западе начали задумываться о цене сомнительного партнерства со странами, либо враждующими между собой, либо не отличающимися стабильностью.
________________
Самое время для "Восточного партнерства" ("Польское радио для заграницы", Польша)
Украина и ЕС: партнерство - ассоциация - членство ("Зеркало Недели", Украина)