Повторный приход к власти в Нью-Дели возглавляемой Партией конгресса коалиции открывает для администрации Обамы (Obama) такие возможности для взаимодействия с Индией, о каких ни Клинтону (Clinton), ни Бушу (Bush) не приходилось и мечтать. Впрочем, Вашингтону надо воспользоваться моментом, а то он пройдет.
Выборы в Индии кладут конец многомесячному периоду застоя в двусторонних отношениях с Америкой, тоже ставшего результатом выборов в обеих странах. Оба пришедших к власти лидера имеют достаточно серьезный мандат. Посрамив политических гуру, пророчивших победителю неубедительную победу, индийский электорат отдал Партии конгресса больше голосов, чем кому-либо из ее соперников за последние чуть менее, чем двадцать лет. Среди иных результатов - ослабление правой партии 'Бхаратия Джаната' и разгром коммунистов, получивших наименьшее число кресел за три десятилетия.
Все эти результаты говорят о том, что избиратели проголосовали за легитимность власти, стабильность и рост по всем отраслям экономики, - но в то же время и о том, что премьер-министру Манмохану Сингху дан 'зеленый свет' на либерализацию экономики и расширение связей с Вашингтоном. Летом прошлого года Сингх поддержал соглашение с США по мирному атому, против которого яростно выступали коммунисты, чем поставил на карту собственное правительство. Теперь коммунисты как политическая сила ничего собой не представляют, так что новое коалиционное правительство может спокойно углублять сотрудничество с США, не обременяя себя балластом идеологии.
Нужно признать, что момент для этого не самый подходящий. Уже в первые месяцы работы администрация Обамы полностью поглощена финансовым кризисом и двумя войнами, так что не менее важные, но менее срочные вопросы, включая отношения с Индией, пока отложены. Катастрофы на Уолл-стрит и в Детройте, война в Ираке и Афганистане, марши талибов рядом с Исламабадом и пандемия 'свиного гриппа' требуют сверхсрочных мер, а Индия - скорее нечто вроде долгосрочной стратегической игры. Тем не менее, у президента Обамы в распоряжении имеется задел доброй воли, созданный еще президентом Клинтоном и укрепленный президентом Бушем; теперь этот задел можно превратить в такие инициативы, которые десятилетие назад были немыслимы. Обама должен понять, что в лице Сингха он имеет надежного партнера, и как можно быстрее разработать план, по которому будет действовать его администрация.
Для начала нужно воспользоваться плодами добросовестного труда прежних администраций - межправительственного сотрудничества в таких сферах, как безопасность, разведка и торговля, - и значительно углубить их. Но для того, чтобы вывести отношения на качественно новый уровень, обоим правительствам необходимо задействовать свои наилучшие активы, а именно - все теснее и теснее связанные друг с другом, креативные частные сектора, что необходимо для решения хотя бы таких сложных глобальных проблем, как изменение климата и эффективность сельского хозяйства. И если дать волю своим мечтаниям, то эффект от подобного двойного сотрудничества ощутят везде в мире.
Взять хотя бы сотрудничество в сфере безопасности. В последние годы Вашингтон и Нью-Дели дали старт диалогам на высшем уровне и предприняли совместные военные учения. Недавнее приобретение Индией американских военных самолетов стало эпохальным событием для страны, чьими основными поставщиками оружия всегда были Россия и Израиль; это - предвестник еще более тесной дружбы. Наиболее естественным следующим шагом было бы расширение сотрудничества на такие сферы, как борьба с наднациональными угрозами (терроризм, пиратство) и гуманитарные операции, подобные тем, что проводились в Юго-Восточной Азии после цунами 2004 года. Не останавливаясь на достигнутом в военной сфере, Индия и США должны расширять взаимодействие и на местном уровне, подобное тому, как во время терактов в ноябре прошлого года нью-йоркская полиция работала совместно с полицией Мумбаи.
Углубление этого сотрудничества в сфере безопасности и работа над разворачиванием системы противодействия терроризму мирового класса требует существенного повышения роли обмена разведывательными данными, начатого после мумбайских событий, но пока далекого от тех показателей, которые достигнуты в сотрудничестве между США и, например, Канадой и Великобританией. Официальный обмен кадрами, регулярные откровенные диалоги (а порой и диспуты) и технологии, нужные для обмена конфиденциальными данными, должны создаваться и всемерно расширяться с прицелом на будущую интеграцию Индии в сеть англоязычных разведслужб, служащую фундаментом для наших важнейших систем безопасности.
Что касается экономической политики, то мировой финансовый кризис имеет и обратную, благоприятную сторону, а именно - быстрое увеличение числа стран, задействованных в координировании принятия решений, а также все более четкое осознание того, что 'большую восьмерку' давно пора заменить 'двадцаткой'. Ни одна из крупных экономических проблем в принципе не решаема без участия Индии, которая со своим ростом в 5,1 процента и прогнозируемым на следующий год ростом в 6,5 процента ВВП (по данным Международного валютного фонда) успешно противостоит мировой рецессии. Так что Вашингтон должен сделать все возможное, чтобы расширять экономическое сотрудничество и консультации с Индией на всех уровнях. Что касается мировой торговли, то между Индией и США пока еще существуют разногласия в этом вопросе (особенно сильные - по вопросам рынков сельскохозяйственной продукции и субсидий для крестьян), и отсутствие консенсуса неизбежно заблокирует следующий раунд переговоров в Дохе. Здесь без сотрудничества не обойтись.
Вдобавок к этому поиск решений насущных глобальных проблем, для которого партнерство между США и Индией несет явные преимущества, требует более широкого подхода, не ограничивающегося государственным управлением. По таким животрепещущим вопросам, как изменения климата и реформирование сельского хозяйства, - а это ключ к спасению миллионов людей от нищеты - обе страны располагают серьезными научными и управленческими ресурсами. Снижение выбросов в атмосферу требует применения альтернативных источников энергии и повышение эффективности их применения с целью снижения количества отходов. Вашингтон и Нью-Дели должны воспользоваться способностью своих граждан производить исследовательскую и строительную работу, поощряя полномасштабное сотрудничество с обладателями венчурного капитала, которые умеют коммерциализировать инновации, чтобы дать старт динамичным партнерским отношениям по вопросам возобновляемых источников энергии, снижению выбросов и снижению давления на окружающую среду до приемлемого уровня.
Подобно тому, как в 1960-х годах американские и индийские ученые совместными усилиями положили конец хронической проблеме дефицита продовольствия в Индии, сельское хозяйство должно стать центром сотрудничества между государственным и частным секторами наших стран. Правительственные инициативы, поощряющие строительство инфраструктуры (дороги, склады и пр.), можно совместить с профессионализмом частного сектора в таких областях, как управление поставками, логистика, планирование урожая, финансовые услуги (страховые и пр.) для крестьян и курсы профессионального обучения. Мелкие хозяйства начинают процветать и открывать для себя новые мировые рынки сбыта, так что вторая 'зеленая революция' буквально перевернет жизнь каждого четвертого бедняка в мире (для Индии за статистикой, как всегда, скрываются умопомрачительно огромные цифры). А результативность данной модели применима ко всему развивающемуся миру.
Приведенные примеры - лишь небольшая доля того, каким образом администрация Обамы может расширить партнерство между США и Индией. Но как бы там ни было, Индия выделяется среди прочих стран своего региона тем, что имеет стабильную, плюралистичную, светскую демократическую систему, а также солидный экономический рост, динамично развивающийся частный сектор и сферу информационных технологий мирового класса. Во времена 'холодной войны' Индия экспериментировала с социализмом, заигрывала с советским блоком, но теперь Вашингтон и Нью-Дели имеют совместимые ценности и видят мир похожим образом. Настал час развернуть амбициозные проекты по расширению сотрудничества. Большие амбиции и нацеленность на результат - важный момент для обеих стран, так что и Индия, и США могут наконец начать понимать, какие выгоды сулит им улучшение отношений.
Алиса Эйрес - заместитель директора McLarty Associates (Вашингтон) по делам Индии и Южной Азии, а ранее возглавляла специальную комиссию по индийской политике США при Азиатском обществе
___________________________________________________________
Индия должна стать приоритетным направлением политики ("The Washington Times", США)
Индия и новая игра США в Восточной Азии ("The Hindu", Индия)