Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Такие высказывания иллюстрируют печальную правду об американо-российских отношениях: гораздо легче ставить препоны, нежели двигаться вперед. Но когда на пути у президента уже есть серьезные препятствия, он вряд ли сможет осуществить настоящую "перезагрузку" во взаимоотношениях.

В начале июля президент Обама должен посетить Россию. Пресс-секретарь Белого Дома Роберт Гиббс (Robert Gibbs) говорит, что встреча Обамы и его российского коллеги Дмитрия Медведева должна обеспечить

возможность для Соединенных Штатов и Российской Федерации углубить взаимодействие в вопросах сокращения ядерного оружия, содействия нераспространению, поиска путей сотрудничества по противоракетной обороне, противодействия общим угрозам и вызовам безопасности, а также расширения связей между российским и американским обществом и бизнесом.

Повестка весьма амбициозная. Но президенту лучше начать с малого - а также удостовериться в том, что его кабинет поддержит сближение с Россией. Роберт Дрейпер (Robert Draper) недавно в своем материале подверг бывшего министра обороны Дональда Рамсфелда (Donald Rumsfeld) жесткой критике, отметив:

Канцелярия Рамсфелда шла наперекор обещаниям Буша о сотрудничестве с Россией и прозрачности в отношениях с ней "по целому ряду вопросов", говорит этот чиновник: это предложение о российско-американском спутнике наблюдения, совместном центре обмена данными, а также об утилизации плутония. К 2005 году партнерство Буша и Путина ослабло по целому ряду причин, включая растущее экономическое самодовольство России и падение международного престижа Америки из-за иракской войны. Однако, как отмечает этот чиновник, Рамсфелд "не помогал сохранению такого партнерства, это совершенно ясно". Россия посчитала, что Соединенные Штаты не заинтересованы в сотрудничестве, а Рамсфелд своими действиями обесценил то, что вначале говорил президент. Это навело русских на мысль, что он не обладает авторитетом.

Такие высказывания иллюстрируют печальную правду об американо-российских отношениях: гораздо легче ставить препоны, нежели двигаться вперед. Но когда на пути у президента уже есть серьезные препятствия, он вряд ли сможет осуществить настоящую "перезагрузку" во взаимоотношениях.

Сейчас Москва и Вашингтон завязли в антагонистической политике, и выйти из тупика можно только в том случае, если одна из сторон отступит. Но, например, по противоракетной обороне и расширению НАТО больше никаких компромиссов не существует.

Некоторые ученые мужи все еще выдвигают предположение о том, что в долгосрочной перспективе Россию ждет крах, называя это главной причиной для отказа от ближайших компромиссов. Но хотя Россия оказалась весьма потрепанной мировым финансовым кризисом, ей далеко до той кризисной ситуации, в которой Кремль может променять российское непротивление американским политическим установкам на значимую экономическую помощь со стороны США. Уверенность Москвы в себе растет также благодаря заключенным недавно новым экономическим соглашениям со странами Азии и подписанию документов, благодаря которым проект строительства трубопровода "Южный поток" намного опередит конкурирующий с ним проект Nabucco, пользующийся поддержкой США.

Обама может завязать личную дружбу с Медведевым, но это не приведет к изменениям в политике. В оставшийся до июля срок его администрации было бы полезно проанализировать, что в действительности Вашингтон хочет от России - и с чем готовы смириться США.

Но поскольку Конгресс не очень-то поддерживает идею такого анализа, президент поедет в Москву с одной связанной рукой. Он не может предложить большое количество стимулов, будучи не в состоянии гарантировать, что его инициативы будут утверждены. На самом деле, вице-президент, когда он в 2008 году был еще сенатором, ясно дал понять, что такая вещь, как "соглашение 123" о сотрудничестве между США и Россией в гражданской атомной энергетике (двухсторонние соглашения "123" получили свое название по номеру статьи американского закона об атомной энергии. Она оговаривает возможность сотрудничества со странами только на условиях заключения соответствующего соглашения, которое утверждается президентом и ратифицируется Конгрессом США - прим. перев.) - похожее на то, что было подписано при Буше с Индией - ни за что не будет подписано, если Россия не изменит свой политический курс. Но Москва не подает никаких признаков того, что собирается менять траекторию, а Конгресс свое отношение тоже не меняет. Более того, поскольку Джо Байден (Joe Biden) стал вторым по значимости человеком в Америке, такое отношение уже проникло и в стены Белого Дома.

Оптимисты могут заявлять, что у президента есть полтора месяца на то, чтобы начать закладывать фундамент новых взаимоотношений. Я готов приятно удивиться - но особых надежд на крупные перемены у меня нет.

Николас Гвоздев - старший редактор The National Interest, профессор военно-морского колледжа США, занимающийся исследованиями национальной безопасности. Изложенные здесь взгляды принадлежат исключительно автору статьи.

____________________________________________________________

'Перезагрузки' недостаточно ("The New York Times", США)

США и Россия начинают переговоры по вооружениям. Окончательный срок - декабрь ("The New York Times", США)

Лоббирование в пользу диктаторов ("The Nation", США)

Обсудить публикацию на форуме