Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Последняя диктатура в Европе

Безнаказанность Лукашенко лишь придает смелости Путину

Последняя диктатура в Европе picture
Последняя диктатура в Европе picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Один из вопросов, которые мне часто задавали в ходе недавней поездки в белорусскую столицу, звучал так: будет ли администрация Обамы придерживаться во внешней политике более прагматического подхода в ущерб идеалам? В ответе на него кровно заинтересованы и власти, и оппозиция в этой стране.

Один из вопросов, которые мне часто задавали в ходе недавней поездки в белорусскую столицу, звучал так: будет ли администрация Обамы придерживаться во внешней политике более прагматического подхода в ущерб идеалам? В ответе на него кровно заинтересованы и власти, и оппозиция в этой стране. Уже на следующей неделе Вашингтон должен будет принять решение: следует ли сохранять в силе санкции против 'последней диктатуры в Европе'. Перед новым выбором оказался и Евросоюз.

В НАТО считают, что от Беларуси исходит потенциальная угроза соседней Литве. Российские танки, если их разместят в этой стране, смогут дойти до литовской столицы Вильнюса за полтора часа. От этой небольшой страны с десятимиллионным населением могут исходить и иные опасности: через ее территорию транспортируется до 20% российского газа, импортируемого государствами ЕС.

Кроме того, Беларусь по-прежнему печально известна нарушениями прав человека. В своем индексе свободы печати Freedom House поместила ее на 188 место среди 195 стран. Transparency International считает, что по уровню коррупции Беларусь превосходит Россию. Находясь в Минске, ты словно переносишься на двадцать лет в прошлое: главные улицы столицы по-прежнему носят имена Ленина, Маркса и Энгельса.

В ходе своего визита я был приглашен на обед с участием ведущих оппозиционеров в отдельном кабинете одного из ресторанов. Посторонних на мероприятии не было - кроме двух соглядатаев, разместившихся буквально в двух метрах от нас. На встрече бывших политзаключенных в американском посольстве в честь 55-й годовщины начала вещания радиостанции 'Свобода' на Беларусь, я познакомился с отставным министром торговли, отсидевшим два года за то, что он порвал с режимом. Еще один молодой, обаятельный бизнесмен провел за решеткой шесть лет за свои оппозиционные взгляды.

Правитель Беларуси Александр Лукашенко - человек крутого нрава. В 1995 г. он приказал своим ВВС сбить воздушный шар, случайно нарушивший границу Беларуси; в результате погибли двое американцев.

В своих отношениях с Беларусью США и ЕС необходимо решить два вопроса, и при этом координировать свои действия: только такой подход позволит нам добиться реформ в этой стране.

Первый вопрос связан с развитием демократии. Пьянящие девяностые, когда казалось, что свобода триумфально шествует по планете, сменились новым десятилетием - периодом 'отступления' демократии. Наиболее тревожные события в этом плане произошли в России и соседних с нею странах.

Демократизация в таких странах, как Беларусь, Грузия и Украина, почти наверняка поможет обуздать имперские аппетиты Москвы. Если в соседних странах утвердится свобода, России придется уделять больше внимания проблемам демократии и во внутренней политике. Гарри Каспаров - чемпион мира по шахматам, превратившийся в одного из оппонентов Путина, считает: сегодня помогать российской демократии надо как внутри страны, так и вне ее. Он утверждает, что ситуация вовне - в российском 'ближнем зарубежье' - не менее важна, чем то, что происходит внутри самой России.

Нужно окружить Россию государствами, которые служили бы убедительным примером в плане демократизации. Ведь прошло 20 лет с тех пор, как президент Джордж Буш-старший произнес свою знаменитую речь в Майнце о 'Европе единой и свободной', но пока этот проект завершен лишь наполовину.

Во-вторых, перспективы политических перемен в Беларуси на деле, возможно, не так мрачны, как кажется некоторым. Да, оппозиция в этой стране слаба. Лукашенко же, напротив, неизменно оправдывает самые худшие ожидания. Несмотря на то, что все факты свидетельствуют об обратном, правящий режим отрицает, что в массовых захоронениях в пригородах Минска лежат жертвы сталинских палачей. Кроме того, белорусский президент - единственный из постсоветских лидеров, кто с гордостью сохранил за своей спецслужбой прежнее название - КГБ.

Тем не менее у всякого диктатора есть своя ахиллесова пята. Что касается белорусских властей, то их самое уязвимое место - экономика. Россияне, с которыми у Лукашенко сложились, по выражению одного еэсовского дипломата, 'близкие, но нерабочие отношения', в последние два года сокращают объемы экономической помощи Минску. Более того, Беларусь не обошел мировой экономический кризис. По словам упомянутого дипломата, примерно 25% работников государственных предприятий сейчас заняты неполную рабочую неделю. Лукашенко грозят серьезные неприятности: многие из условий своей 'сделки' с населением он выполнить не в состоянии.

Что же делать? Лидеры гражданского общества, с которыми я встречался, в один голос утверждают: недавнее освобождение политзаключенных в Беларуси стало результатом давления со стороны США и ЕС. Это давление необходимо продолжать. Соединенным Штатам стоит поставить Минску ряд четких условий для отмены санкций. Вашингтону не следует удовлетворяться одним возвращением в Беларусь американского посла, высланного в марте прошлого года из-за введенных США санкций. Необходимо требовать от белорусских властей расширения свободы СМИ, расследования дел об 'исчезновении' диссидентов, и отказа от практики уголовного преследования оппозиционеров. ЕС, в свою очередь, должен четко увязывать любую экономическую помощь Минску с политическими реформами и соблюдением прав человека.

Несомненно, это будет долгий и непростой процесс. Но сегодня - самый неподходящий момент для близорукого подхода в духе realpolitik.

Джефри Гедман - президент Radio Free Europe/Radio Liberty

Обсудить публикацию на форуме