БЕРЛИН. Не успели высохнуть чернила на соглашении о спасении немецкого автопроизводителя Opel, как взаимные политические обвинения и упреки уже зазвучали по всей Европе.
В воскресенье возникла суматоха в правительстве Германии в Берлине, когда консервативный министр экономики этой страны Карл-Теодор цу Гуттенберг (Karl-Theodor zu Guttenberg) нарушил общий строй и выступил против Ангелы Меркель, подвергнув критике сделку о передаче европейского подразделения General Motors компании Opel в собственность российского банка и канадско-австрийской компании по производству автомобильных комплектующих.
В Риме под огонь критики попало правительство премьер-министра Сильвио Берлускони, которое обвинили в непредоставлении достаточной помощи компании Fiat, подавшей конкурентное предложение.
Ожидается, что GM заявит в понедельник в Нью-Йорке о своем банкротстве, поскольку держатели ее облигаций, которым принадлежит 27,2 миллиарда долларов долга компании, в субботу проголосовали за обмен этого долга на пакет акций, составляющий 25 процентов.
Сделка эта крайне важна для выживания Opel после заявления GM о своей несостоятельности, потому что европейскому автопроизводителю нужны средства для осуществления выплат. В соответствии с соглашением, Opel попадает под контроль доверенных попечителей. Сбербанк, контрольный пакет которого принадлежит российскому государству, и GM будут владеть 35 процентами Opel каждый. Канадско-австрийский производитель комплектующих для автомашин компания Magna International получит 20 процентов, а сотрудникам Opel будут принадлежать оставшиеся 10 процентов акций.
Немецкие власти выражали растущее недовольство действиями Вашингтона, который предоставил GM около 20 миллиардов долларов, чтобы та заключила сделку по своим европейским подразделениям. В пятницу Меркель разговаривала по телефону с президентом Обамой, чтобы согласовать детали этой сделки. В субботу она постаралась сделать так, чтобы ее правительство дистанцировалось от проблем Opel, заявив, что главная проблема заключается в "плохом управлении и бесхозяйственности GM в Соединенных Штатах Америки".
Один из ведущих переговорщиков Германии в деле спасения Opel министр Гуттенберг заявил в субботу о своей готовности подать в отставку, когда он открыто выступил против заключения этой сделки. Он сказал, что правительство рискует миллиардами евро, пытаясь найти краткосрочное решение проблемы. "Этот замысел чреват рисками для государства и для тех гарантий, которые оно пообещало Opel", - заявил Гуттенберг газете Welt am Sonntag.
Поскольку в сентябре грядут выборы, Меркель убедила восходящую звезду немецкой политики Гуттенберга остаться на своем посту.
В Риме идут разговоры о том, как предложение Fiat, в котором, по мнению аналитиков, было больше коммерческой логики, пало жертвой политики. Но в итоге обещание Сбербанка и Magna не сокращать рабочие места, похоже, помогло одержать победу.
"Италия потеряла хорошую возможность, не сумев поддержать предложение Fiat, - заявил газете la Repubblica руководитель Демократической партии страны Дарио Франческини (Dario Franceschini), - наше государство оказалось сбитым с толку в связи с публичным скандалом по поводу связи Берлускони с юной моделью". Он далее отметил: "Оно вышло из игры, оставив ее русским и немцам".
Агентство Reuters, процитировало слова итальянского министра финансов Джулио Тремонти (Giulio Tremonti), который заявил, что Fiat проиграл, потому что "наша компания поехала в Берлин играть в футбол добропорядочно и по всем правилам". А они вместо этого "начали играть в регби, действуя руками". Министр добавил: "На поле вышли государства - немецкое и российское".
Заключенное соглашение стало успехом для политики премьер-министра Владимира Путина, которая направлена на поддержку экспансии российского бизнеса в Западной Европе. Он охарактеризовал такую экспансию естественным противовесом интересам Запада, который инвестирует средства в российские месторождения нефти и природного газа.
То, что государственный Сбербанк возглавил действия с российской стороны, является еще одним свидетельством того, что Кремль поддерживает усилия России по приобретению европейского отделения GM и увеличению ее удельного корпоративного веса на Западе.
В Британии, Бельгии и Польше, где на карту поставлена судьба еще тысяч рабочих мест, власти попытались получить заверения в том, что их заводы не закроются. Но не исключено, что в Германии, где на GM работает 25000 человек, последствия будут самыми серьезными и длительными.
Бывшая когда-то сторонником ограничения вмешательства государства, Меркель сегодня все чаще выступает за усиление его роли в деле защиты и спасения предприятий, которые страдают от экономического спада. Но еще до наступления кризиса Меркель в основном отказалась от былой приверженности неограниченной свободе предпринимательства, чтобы вовлечь в свой консервативный блок избирателей из центра и с левого фланга.
Стремясь остаться у власти и нуждаясь в каждом голосе избирателей на сентябрьских выборах, Меркель взяла верх над Гуттенбергом, заключив сделку в надежде на то, что проблема Opel не станет крупным препятствием во время голосования.
"Для Opel и Magna работа только начинается, и им предстоит еще преодолеть несколько трудностей", - заявила канцлер после рекордно длительных переговоров, которые завершились только рано утром в субботу.
Когда в ноябре прошлого года появились первые признаки кризиса Opel, Меркель говорила, что государство вмешиваться не будет. Но по мере нарастания проблем в Opel и GM, Меркель решила прийти на помощь, выдвинув условие о том, что инвестор пообещает сохранить рабочие места в обмен на помощь государства.
Согласие Меркель на участие Сбербанка говорит еще об одной перемене в ее отношении к спасению рабочих мест любой ценой, поскольку в прошлом она весьма неохотно соглашалась на приобретение российскими компаниями крупных пакетов акций в больших фирмах Германии.
Но после переговоров на прошлой неделе с Путиным Меркель настояла на улучшении условий сделки Magna по приобретению доли Opel. Близкие к этим переговорам представители заявили, что полученные Меркель заверения помогли склонить чашу весов в сторону Magna и в ущерб Fiat, который открыто заявлял, что для вложения средств и спасения Opel ему придется сократить немало рабочих мест.
Magna же взяла на себя обязательство не закрывать ни один завод в Германии и ограничиться сокращением 2500 рабочих мест.
Европейские партнеры Германии подвергли критике позицию Берлина, обвинив правительство в том, что оно ставит во главу угла рабочие места в своей стране, не думая о защите других предприятий по всей Европе. Они опасаются, что Magna начнет производить автомашины Opel на российском предприятии, что приведет к потере рабочих мест в Британии и Бельгии. Magna уже заявила о своих планах сокращения каждого пятого работника, не уточнив, правда, где и когда это произойдет.
Выступить с предложением об уходе в отставку Гуттенберга заставила та часть соглашения, в которой говорится, что немецкие налогоплательщики выступят в качестве гаранта кредитов на сумму около 3 миллиардов евро (4,2 миллиарда долларов), а правительство также предоставит переходный заем на полтора миллиарда евро в качестве срочной помощи. Государственные органы договорились о финансировании половины таких переходных займов. Fiat также просил о помощи.
37-летний Гуттенберг в какой-то из моментов на переговорах предложил объявить о несостоятельности Opel, чтобы обеспечить ее упорядоченную реструктуризацию вместо того, чтобы создавать зависимость от государственных гарантий, когда нет никакой определенности в вопросе восстановления экономического здоровья компании.
Но Меркель и ее партнеры по коалиции социал-демократы обрушились с упреками на Гуттенберга, который занимает пост министра экономики всего несколько месяцев. Они обвинили его в том, что он относится к попыткам спасения компании несерьезно.
"Мы с самого начала пытались найти пути спасения Opel, в то время как некоторые консерваторы просто искали причины, по которым компанию спасать не следует", - заявляет председатель Социал-демократической партии Германии Франц Мюнтеферинг (Franz Müntefering). Говоря о Гуттенберге, он добавляет: "Мы проанализируем ту роль, которую сыграли некоторые люди в нежелании консерваторов прийти на помощь".
Гуттенберга не поддержал ни один из министров кабинета. Но экономическое крыло партии Меркель ХДС, чьи заявления о свободе предпринимательства в экономике не нашли поддержки в канцелярии, выступило в поддержку Гуттенберга.
"Спасая Opel, мы выбрасываем деньги налогоплательщиков в окно, действуя по принципу "всем пиво бесплатно"", - говорит председатель делового блока партии Меркель Михаэль Фукс (Michael Fuchs).
Свой материал для статьи предоставил Эндрю Крамер (Andrew E. Kramer).
____________________________________________________________
Magna наступает на Opel ("The Wall Street Journal", США)
Opel стал проблемой для Брюсселя ("The Wall Street Journal", США)
Российско-германская автомобильная ось ("The Wall Street Journal", США)