В понедельник президент США Барак Обама объявил о своем решении помочь General Motors с банкротством. Российский премьер-министр Владимир Путин, тем временем, тоже решил заняться проблемами автопрома.
Г-н Путин встретился в Москве с исполнительным директором канадской Magna International Зигфридом Вольфом (Siegfried Wolf) и главой 'Сбербанка' Германом Грефом, компании которых намерены приобрести контрольный пакет акций Opel - европейского подразделения GM. Соглашение об этом будет заключено в ближайшие недели.
Двумя днями раньше, когда Magna и 'Сбербанк' обошли итальянский Fiat в борьбе за 55 процентов акций Opel, г-н Путин прибыл в церковь на публичное мероприятие за рулем советского автомобиля ГАЗ-21, выпущенного автозаводом, который сейчас принадлежит олигарху Олегу Дерипаске. Вчера премьер-министр посетил открытие нового автозавода Nissan в Санкт-Петербурге.
Если Magna и 'Сбербанк' получат долю в Opel, под контроль российских инвесторов попадет одно из старейших зарубежных подразделений GM, а 'ГАЗ' сможет собирать машины, разработанные Opel, на своем новом большом заводе в Нижнем Новгороде.
Таким образом, эта сделка будет означать, что от передряг мирового автопрома Россия только выигрывает, так как у нее появляется возможность решить проблемы 'ГАЗа' - одного из крупнейших работодателей в своем регионе.
В субботу пресс-секретарь г-на Путина отверг предположения о наличии связи между его выбором автомобиля и планами Magna и 'Сбербанка'.
'Правительство РФ не принимает в этом прямого участия, но приветствует работу Сбербанка в этой сделке', - цитирует заявление российского премьер-министра по итогам встречи с г-дами Вольфом и Грефом газета 'Ведомости'.
В понедельник министр финансов Алексей Кудрин заявил, что федеральный бюджет не будет финансировать сделку. Тем не менее, добавил он, Кремль 'положительно смотрит' на нее, так как 'это в интересах и российской автомобильной промышленности: Opel, как известно, одно из самых передовых предприятий в части продвижения по ключевым направлениям автомобильной промышленности'.
Magna и 'Сбербанк' предпочитают не объявлять о своих планах публично, так что на долю аналитиков остается строить предположения о подоплеке происходящего в стране, в которой бизнес, финансы и политику обычно трудно отделить друг от друга.
По словам Дэйва Нэнгла (Dave Nangle), директора по финансовому анализу инвестиционного банка 'Ренессанс Капитал', приобретение Opel было 'авантюрным' решением, направленным на осуществление ускоренной модернизации российской автомобильной промышленности.
'Сбербанк', на долю которого приходится 60 процентов вкладов российских физических лиц, также является одним из крупнейших кредиторов российского автопрома. Он предоставлял кредиты 'ГАЗу', автопроизводителю 'АвтоВАЗ' и производителю грузовиков 'КамАЗ'. Прямыми инвестициями он до сих пор не занимался.
Глава 'Сбербанка' г-н Греф отказывается сообщить подробности сделки по Opel, за исключением того, что ее заключение займет несколько недель.
'На мой взгляд, это очень хороший шанс для России получить по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее сегодня продвинутых с точки зрения технологий европейских производителей', - заявил он в воскресенье российскому телеканалу 'Вести 24'.
По мнению аналитиков, стратегия 'Сбербанка' может заключаться в том, чтобы придержать акции Opel, и позднее продать их российской промышленной компании, когда экономический кризис пойдет на убыль.
'ГАЗ' напрямую не участвует в сделке по продаже акций, но зато станет индустриальным партнером Opel, которому он предлагает воспользоваться своим новым огромным заводом.
'ГАЗ' построил этот завод, способный производить 180 000 машин в год, чтобы выпускать Volga Siber, модель на основе Chrysler Sebring, провалившуюся на российском рынке.
Вчера 'ГАЗ' заявил, что он 'гарантирует консорциуму быстрый и эффективный выход на российский рынок для новейших моделей Opel'.
Компания г-на Дерипаски 'Базовый элемент' некогда была крупным акционером Magna. В 2007 году она заплатила за долю в канадском производителе автозапчастей 1,54 миллиардов долларов. Однако когда в ноябре ударил финансовый кризис, г-ну Дерипаске пришлось продать акции после того, как банки потребовали вернуть кредиты.
Magna, помимо прямых инвестиций в Opel, вкладывается также в строительство в России нового завода комплектующих, для обслуживания GM и других автопроизводителей
GM, по итогам сделки сохраняющая 35 процентов акций Opel, также может в результате увеличить свои доходы в России, на своем втором по величине рынке в Европе после Германии.
___________________________________________________________
Россияне рады удачной сделке по покупке Opel ("Netzeitung", Германия)
Германия идет на углубление связей с Россией, продавая Opel компании Magna ("Bloomberg", США)
Последствия от сделки c Opel кругами расходятся по всей Европе ("The New York Times", США)
Magna наступает на Opel ("The Wall Street Journal", США)