По словам экспертов, падение 'Аэробуса' авиакомпании Air France в Атлантический океан могло быть связано с пролетом через зону турбулентности и ударом молнии.
По данным AccuWeather.com, коммерческой метеослужбы из Стейт-колледжа в Пенсильвании, измерения ветра показывают, что самолет попал в тропическую грозу с восходящими воздушными потоками, скорость которых достигала 100 миль (161 километров) в час. Как сообщили вчера синоптики, столь сильные порывы ветра и молнии, возможно, привели к повреждению конструкции или электрооборудования самолета.
Как заявил вчера в интервью Ханс Вебер (Hans Weber), президент консалтинговой фирмы Tecop International Inc. со штаб-квартирой в Сан-Диего, самолеты проектируются таким образом, чтобы выдерживать гораздо большие нагрузки, чем те, что бывают во время большинства штормов. Возможно, с самолетом Air France случилось нечто более серьезное.
'На момент пролета через штормовую зону ветры только зарождались, - заявил в телефонном интервью метеоролог Accuweather.com Генри Маргьюсити (Henry Margusity). - Вероятно, восходящие потоки были довольно мощными, и самолет сильно трясло. Ударила ли в него молния - пока неизвестно'.
'Аэробус' A330-200, летевший в Париж из Рио-де-Жанейро, потерял контакт с диспетчерами после того, как попал в зону турбулентности. Самолет сообщил о повреждении электрооборудования, затем отправил 10 автоматических сигналов бедствия и исчез с экранов радаров. Министр обороны Бразилии Нелсон Жобим (Nelson Jobim), заявил вчера, что остатки лайнера, обнаруженные у северо-восточного побережья страны, подтверждают, что самолет разбился именно там.
Тропический фронт
Во время гроз часто возникают опасные восходящие и нисходящие воздушные потоки, которых пилоты стараются избежать, говорит Джон Хансман (John Hansman), эксперт по авиации из Массачусетского технологического института в Кембридже, Массачусетс. По его словам, самолет Air France исчез в зоне 'тропического фронта', района, находящегося недалеко от экватора, где тропические штормы перемещаются с востока на запад.
Как говорит Вебер из Tecop, пилоты, летящие из Южной Америки в Европу, стараются проскользнуть между этими штормами словно мышь в лабиринте. Но встречи с турбулентностью не удается избежать большинству межконтинентальных рейсов. Те самолеты, которым не удается найти безопасный маршрут, могут залететь для дозаправки в Африку, часто в сенегальский Дакар, добавляет Вебер.
По словам Вебера, удары молний в самолеты - обычное дело, однако выход из строя электрооборудования мог оказаться очень опасным для Airbus A330-200, оснащенного электродистанционной системой управления рулями и двигателями.
Французская компания Airbus подчеркнула в своем заявлении, отправленном по электронной почте, что с ее стороны 'было бы неуместно заниматься какими-либо спекуляциями по поводу причин трагедии'. В Air France не исключают, что катастрофа была вызвана молнией.
Еще одна загадка
Бортовые самописцы самолета еще не обнаружены, поэтому в настоящий момент почти невозможно определить причину падения, говорит Рэй Валейка (Ray Valeika), бывший старший вице-президент по техническим вопросам Delta Air Lines Inc. По его словам, автоматическое сообщение о выходе из строя электрооборудования, после которого самолет исчез, является еще одной загадкой.
'Такое отсутствие информации почти беспрецедентно, - заявил Валейка. - Все, что угодно, может послужить ключом к разгадке, а сейчас у нас нет ничего'.
Взлет самолета обусловлен свойствами воздуха. Пониженное давление над крылом и повышенное давление под ним создают подъемную силу, буквально вытягивая самолет с земли.
Как сказал в своем вчерашнем интервью Хансман, директор Международного центра воздушного транспорта Массачусетского технологического института, в условиях турбулентности те же самые силы могут привести к трагедии. По его словам, хаотические потоки, хозяйничающие в воздухе, могут швырять самолет как игрушку, требуя от пилотов высочайшего мастерства.
Ремни и тележки
'В таких условиях существует реальный риск того, что люди и предметы начнут летать в салоне самолета, - говорит Хансман. - Когда пилот видит, что самолет приближается к зоне турбулентности, он дает распоряжение бортпроводникам зафиксировать все тележки и занять свои места, пристегнув ремни'.
В условиях мощной турбулентности нагрузка на самолет может превышать 1g, то есть силу притяжения Земли, говорит Вебер. По его словам, такая сила может отклонить самолет от курса на 6 000 футов вверх или вниз и впечатать непристегнутого пассажира в потолок.
В 1997 г. женщина, находившаяся на борту самолета авиакомпании United Airlines, погибла после того, как Boeing 747 попал в зону сильной турбулентности примерно в 1000 миль к востоку от Токио. 32-летняя пассажирка погибла, ударившись головой о потолок. Самолет благополучно приземлился, но 110 пассажиров получили различные травмы.
В прошлом году пилоты авиакомпании Qantas Airways Ltd. временно потеряли контроль над управлением самолетом Airbus A330, летевшим из Сингапура в Перт, что привело к резкому падению высоты. Следователи австралийской службы безопасности полетов заключили в своем предварительном докладе, что пике было вызвано неполадками бортового компьютера.
Сопутствующие факторы
По словам Вебера, подобных неполадок, наряду с сильной турбулентностью, могло оказаться достаточно для того, чтобы пилоты самолета Air France потеряли управление.
'Опыт говорит нам, что при катастрофах имеет место более одного сопутствующего фактора, - заявил Вебер в телефонном интервью. - Что, если возникла неисправность в компьютере, а пилоты, которым было бы непросто управиться с самолетом при ясной погоде, не смогли восстановить контроль в условиях турбулентности?'
Как заявил вчера в телефонном интервью из штаб-квартиры Airbus в Тулузе ее пресс-секретарь Штефан Шаффрат (Stefan Schaffrath), пока невозможно сказать, есть ли какое-то сходство между падением самолета Air France и случаем с авиалайнером Qantas.
_____________________________________________________________
Исчезновение самолета порождает массу вопросов, но дает мало ответов ("The Wall Street Journal", США)
Русские испытывают новый пассажирский самолет ("Gazeta.pl", Польша)