Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Германия критикует ФРС

Германия критикует ФРС picture
Германия критикует ФРС picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Германский канцлер Ангела Меркель выступила (что происходит весьма редко) с критическими замечаниями в адрес центробанков, предположив, что Европейский Центробанк и его аналоги в США и Великобритании перегнули палку в борьбе с финансовым кризисом, и, возможно, принимаемые ими меры закладывают основу для нового 'мыльного пузыря'.

Германский канцлер Ангела Меркель выступила (что происходит весьма редко) с критическими замечаниями в адрес центробанков, предположив, что Европейский Центробанк и его аналоги в США и Великобритании перегнули палку в борьбе с финансовым кризисом, и, возможно, принимаемые ими меры закладывают основу для нового 'мыльного пузыря'. 'Я крайне скептически отношусь к полномочиям ФРС, к примеру, а также к тому, как у нас в Европе Банк Англии гнет свою собственную 'местническую' линию, - отметила канцлер, выступая в Берлине. - Мы совместными усилиями должны вернуться к независимой политике Центробанков, к политике здравого смысла - иначе нынешняя ситуация в точности повторится лет через десять'.

Меркель также подчеркнула, что ЕЦБ в какой-то степени 'поддался международному давлению', приняв в прошлом месяце решение о скупке корпоративных ценных бумаг на сумму в 60 миллиардов евро (85 миллиардов долларов); впрочем, этот шаг выглядит весьма скромным по сравнению с масштабом скупки активов Федеральной резервной системой США и Банком Англии. Детали этого плана должен озвучить в четверг председатель ЕЦБ Жан-Клод Трише (Jean-Claude Trichet).

Подобная публичная критика выглядит весьма необычно. Во-первых, германские политики обычно не допускают резких высказываний в адрес центробанков на публике. Во-вторых, если политические руководители в разных странах и критикуют свои центробанки, то как правило за их излишнюю 'прижимистость'.

Высказывания германского лидера-консерватора прозвучали в тот момент, когда статистическое управление ЕС сообщило о том, что безработица в 16 странах зоны евро повысилась в апреле до 9,2% - такого уровня она не достигала с 1999 г. Впрочем, по прогнозам Еврокомиссии, в 2010 г. количество безработных должно составить 11,5% трудоспособного населения Европы.

Тем не менее, экономическая ситуация в странах зоны евро сильно варьируется. Если в Германии уровень безработицы составляет 7,7%, то в Испании он достиг 18.8%; этот самый высокий для зоны евро показатель связан с коллапсом строительной отрасли, служившей локомотивом испанской экономики.

Неясно, что именно спровоцировало Меркель на эти комментарии: ее речь была подготовлена заранее. Финансовая политика ЕЦБ отличается куда меньшей 'агрессивностью', чем меры, принимаемые ФРС и Банком Англии, особенно в том, что касается перехода от снижения процентных ставок по краткосрочным кредитам к прямой скупке ценных бумаг для стимулирования экономической активности. Впрочем, германские чиновники традиционно отличаются консервативным отношением к сфере полномочий центробанков; отчасти потому, что в сознании немцев еще не изгладились воспоминания о гиперинфляции, поразившей страну в 1920-х гг.

ЕЦБ, ФРС и Банк Англии все чаще подвергаются критике, поскольку в последние месяцы они играют весьма видную роль, и преодолевают многие традиционные границы своей деятельности - даже несмотря на то, что их действия, судя по всему, не допустили повторения Великой депрессии. Ни одно из трех финансовых учреждений никак не прокомментировало высказывания Меркель.

Фоном для ее жестких оценок вмешательства центробанков в экономику стала критика в адрес самого канцлера со стороны некоторых сторонников-консерваторов - за то, что Меркель потратила 1,5 миллиарда евро из кармана налогоплательщиков, чтобы защитить Opel от последствий банкротства материнской компании General Motors Corp.

Позиция Меркель совпадает с заявлениями Акселя Вебера (Axel Weber), главы Центробанка Германии и члена Совета управляющих ЕЦБ (всего в него входит 22 человека). Он предупреждает: недостаточно жесткая монетарная политика может в будущем обернуться раскручиванием инфляции. Среди членов правления ЕЦБ Вебер был одним из тех, кто наиболее скептически высказывался о планах по скупке активов; его мнение разделял Юрген Старк (Jürgen Stark) - еще один представитель Германии в Совете ЕЦБ. Выступая 12 мая, Вебер предостерег: в прошлом чересчур щедрая монетарная политика способствовала образованию 'мыльных пузырей' на фондовых рынках.

Анастасиос Орфанидес (Athanasios Orphanides), бывший экономист ФРС, ныне возглавляющий Центробанк Кипра, напротив, решительно защищает агрессивную политику ЕЦБ. Что же касается многих экономистов из частного сектора, то они вообще считают, что антикризисные меры ЕЦБ отличаются чрезмерной осторожностью. В мае он сократил основную процентную ставку до рекордно низкого уровня в 1%. Г-н Трише не исключает дальнейшего снижения ставки, но, по мнению большинства экономистов, она останется на уровне 1% до конца нынешнего года. ФРС в декабре снизила аналогичную ставку в США почти до нуля, и утверждает, что намерена держать ее на этом уровне еще какое-то время.

Хотя администрация президента Барака Обамы тщательно избегает любой критики в адрес ФРС, в Конгрессе как республиканцы, так и демократы при обсуждении далекоидущих изменений в системе финансового регулирования страны выражают сомнение в разумности политики ФРС и необходимости его нынешних полномочий. Главный представитель Республиканской партии в сенатском Комитете по делам банков, сенатор от штата Алабама Ричард Шелби (Richard Shelby), недавно заявил, что 'в ДНК ФРС в ее нынешнем виде заложен целый ряд потенциальных конфликтов' - он имел в виду роль коммерческих банков в надзоре за 12 региональными филиалами ФРС.

Некоторые экономисты из частного сектора - и даже кое-кто из их коллег, работающих в ФРС - утверждают, что чрезмерно энергичные действия Системы усиливают опасность инфляции и создают нежелательное впечатление о том, что она окажет помощь крупным финансовым институтам даже в тех случаях, если те пострадают от последствий собственных рискованных действий.

В работе над статьей участвовали Николас Уиннинг (Nicholas Winning) (Лондон) и Йон Хильзенрат (Jon Hilsenrath) (Вашингтон)

_____________________________________________________________

Еврозоне нужен рынок государственных облигаций ("The Financial Times", Великобритания)

Европа сдает назад ("Project Syndicate", США)

Обсудить публикацию на форуме