Проповедник, историк, экономист, высоконравственный человек, учитель, критик, воин, имам, император. За шквалом этих слов можно даже забыть, что Барак Обама это президент Соединенных Штатов Америки.
Сумеет ли он своей лекцией перед тщательно отобранной аудиторией в Каирском университете изменить представления мира и излечить вековые раны в отношениях между мусульманами и христианами? Поможет ли она устранить арабо-израильскую трагедию, насчитывающую более 60 лет? Если бы эти проблемы можно было решить при помощи слов, возможно:
То была умная речь, прозвучавшая вчера из уст Обамы. Ее можно считать и мягкой, и беспощадной - в зависимости от пожеланий слушателей. А его слушателями были все мы. Он восхвалял ислам. Он любит ислам. Он восхищается исламом. Он любит христианство. И он восхищается Америкой. Знаете ли вы, что в Америке живет семь миллионов мусульман, что в каждом штате США есть мечети, что Марокко была первой страной, признавшей Соединенные Штаты, что мы обязаны бороться против стереотипных представлений о мусульманах точно так же, как мусульмане должны бороться против стереотипных представлений об Америке?
В речи прозвучала и тяжелая правда, правда, немного смягченная, дабы не задеть чувства израильтян. Отрицание фактов еврейского Холокоста "безосновательно, невежественно и отвратительно", сказал он, совершенно очевидно адресуя это замечание Ирану. Израиль заслуживает безопасности, а "палестинцы должны отказаться от насилия:"
Соединенные Штаты настаивают на двухгосударственном решении израильско-палестинского конфликта. Он сказал израильтянам, что необходимо полностью прекратить колонизацию Западного берега. "Соединенные Штаты не признают законность израильских поселений, строительство которых продолжается".
Палестинцы перенесли большие страдания, живя без родины. "Ситуация для палестинского народа невыносимая", - заявил Обама, отметив, что Соединенные Штаты не будут отворачиваться прочь от "законного стремления палестинцев к созданию собственного государства". Израилю необходимо предпринять "конкретные шаги" для достижения прогресса в повседневной жизни палестинцев, сделав это частью пути к миру. Израиль должен признать страдания палестинцев и право Палестины на существование. Вот это да. Целое поколение израильтян прожило, не слыша подобной критики из уст американского президента. Это было похоже на конец сионистской мечты. Существовал ли вообще на свете Джордж Буш?
Увы, существовал. На самом деле, обращение Обамы порой звучало так, будто он проводил капитальный ремонт после правления Буша, будто он приехал в мусульманский мир, чтобы разобрать завалы конфронтации и убрать искромсанные трупы. Президент Соединенных Штатов - это поразительно! - признал провалы своей страны, признал, что она слишком сильно отреагировала на события 11 сентября, создав тюрьму в Гуантанамо. Он еще раз напомнил всем нам, что закрывает эту тюрьму. Неплохо, Обама:
Затем наступила очередь Ирана. Попытки одного государства стать обладателем ядерного оружия ведут к "опасному пути" всех нас, особенно на Ближнем Востоке. Мы должны предотвратить ядерную гонку вооружений. Но к Ирану как к стране надо относиться с уважением. Что еще более поразительно, Обама напомнил нам, как Соединенные Штаты потворствовали свержению демократически избранного правительства Моссадыка в Иране в пятидесятые годы. "Трудно преодолеть десятилетия недоверия".
Были в этой речи и другие моменты: демократия, права женщин, экономика, несколько хороших цитат из Корана ("Кто убьет безвинного, это так, будто он убил все человечество"). Власти должны уважать "весь свой народ" и свои меньшинства. Он упомянул египетских коптов-христиан; даже ливанские христиане-марониты удостоились его внимания.
А когда Обама сказал, что некоторые правительства, "находясь у власти, безжалостно подавляют права других", предположительно послушная аудитория разразилась аплодисментами. Не удивительно, что египетские власти хотели выбрать, какие части из речи Обамы подходят для народа Египта. Он очень, очень недоволен полицейским режимом Хосни Мубарака (Hosni Mubarak). Конечно, имя Мубарака Обама не упомянул ни разу.
Слушатели снова и снова говорили себе: "Обама ничего не сказал про Ирак" - но вот дошла очередь и до него ("ненужная война: наши боевые бригады покинут эту страну"). "Но он не упомянул Афганистан" - и вот Обама говорит об Афганистане ("мы не хотим держать наши войска в Афганистане: мы с радостью вернем каждого из наших солдат домой"). Но когда он начал говорить о "коалиции 46 государств" в Афганистане (весьма хитроумный подсчет), речь Обамы стала очень похожа на выступления его предшественника. И конечно же, здесь мы столкнулись с неизбежной проблемой. Как отметил вчера палестинский ученый Марван Бишара (Marwan Bishara), очень легко "оказаться ослепленным" президентским великолепием. Да, выступление было ослепительное. Но если изучить текст, там можно найти некоторые пробелы.
Во время и после доброжелательной критики в адрес Ирана он ни слова не сказал о примерно 264 ядерных боезарядах, которые имеются у Израиля. Он упрекнул палестинцев за их насилие - за "пуск ракет по спящим детям и подрывы пожилых женщин в автобусах". Но он ничего не сказал об израильском насилии в Газе, отметив лишь "продолжающийся гуманитарный кризис". Не было и упоминания об израильских обстрелах мирных жителей в Ливане, о неоднократных вторжениях Израиля в эту страну (только во время нападения 1982 года погибло 17500 человек). Обама сказал мусульманам, чтобы они не жили прошлым, но для израильтян сделал исключение. В своей речи он подчеркнуто упоминал Холокост, напомнив всем нам, что сегодня собирается посетить то место, где был концлагерь Бухенвальд.
Для человека, который дополнительно направляет тысячи американских военнослужащих в Афганистан (а это будет настоящая катастрофа, как считают арабы и Запад), во всем этом было какое-то бесстыдство. Когда Обама говорил о том, сколь многим Запад обязан исламу - "свет знаний" в Андалусии, алгебра, магнитный компас, религиозная терпимость - это было похоже на ласковое поглаживание кота перед визитом в ветлечебницу. И конечно же, наш ветеринар прочитал мусульманам нотацию об опасности экстремизма, о "циклах подозрительности и разногласий" - хотя у Америки и ислама "общие принципы", к которым, как оказалось, относятся "справедливость, прогресс и достоинство всех людей".
Но было в этой речи и одно весьма благоприятное упущение: в своем выступлении на 6000 слов Обама ни разу не произнес смертоносное слово "террор". "Террор", "терроризм" - эти слова стали частью обязательного лексикона каждого израильского правительства, а также непристойного словаря эпохи Буша.
Что ж, умный он парень, этот Обама. Не Линкольн, не Черчилль, но в целом неплохой. Можно только вспомнить по этому случаю замечание Черчилля: "Слов много, и произносить их легко, а великие деяния редки, и совершать их трудно".
___________________________________________________________
Вниманию мусульман и монархов ("Radio Free Europe / Radio Liberty", США)