Российский Сбербанк планирует перепродать свой пакет акций Opel другому российскому инвестору. Об этом в четверг заявил его председатель.
По словам Германа Грефа, его банк и канадский производитель автозапчастей Magna International выделят на развитие европейского подразделения General Motors 500 млн. евро (710 млн. долларов), но позже Сбербанк продаст свою долю.
На прошлой неделе Magna и Сбербанк обошли Fiat и двух других претендентов в борьбе за привилегированный статус на переговорах о приобретении акций Opel.
Если переговоры завершатся продажей, то Magna получит 20 процентов Opel. Канадская компания хочет, чтобы автомобильный концерн ГАЗ, принадлежащий миллиардеру Олегу Дерипаске, стал ее промышленным партнером и производил автомобили на своем заводе в Нижнем Новгороде. Сбербанк получит 35 процентов акций Opel.
В комментариях, сделанных на Всемирном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, Греф кратко изложил стратегию инвестиций своего банка в Opel. На вопрос о том, планирует ли Сбербанк продавать свой пакет акций Opel, Греф ответил 'безусловно'.
'После реструктуризации долгов будет предлагаться вариант, который устроит правительства Германии и России, - заявил он - Сбербанк выступает как стратегический инвестор, и после реструктуризации мы продадим пакет другому стратегу'.
Греф не раскрыл, какого покупателя он имел в виду, но заявил, что предпочтение будет отдано российским инвесторам. 'Очевидно, что нашей целью является создание транснациональной компании с включением туда и российского производителя, и российского рынка'.
Он добавил, что интересы других инвесторов не будут ущемлены. 'Я не думаю, что мы страшнее, чем немецкие инвесторы, - заявил он. - Поверьте, мы не такие страшные. Более того, мы понимаем всю меру ответственности'.
В России идут спекуляции о том, что покупателем станет Дерипаска, который не делает инвестиций и не получает акции Opel. Оказавшись в трудном финансовом положении, российский олигарх был вынужден в прошлом году продать миноритарный пакет акций Magna, который он приобрел в 2007 г. за 1,54 млрд. долларов.
Компания Дерипаски 'Базовый элемент' отказалась от комментариев, но источник, близкий к сделке, заявил, что он вряд ли станет покупателем.
По словам Грефа, сокращения рабочих мест в Германии и России будут небольшими, а в других странах 'побольше'. Он заявил, что основным разработчиком, операционным менеджером по сокращению персонала будет компания Magna.
Хотя Magna получила привилегированный статус в ходе тендера и подписала протокол о намерениях относительно приобретения Opel, Германия продолжает держать в запасе других претендентов. На этой неделе некоторые члены правительства провели переговоры с китайской Beijing Automotive Industry Corporation.
Правительство Германии, где в сентябре состоятся общенациональные выборы, хочет завершить политически деликатную сделку до окончания процедуры банкротства GM по разделу 11, которое ожидается в течение трех месяцев. Как заявил в четверг источник, близкий к сделке, оно хочет 'держать в запасе' других потенциальных покупателей.
Присвоение эксклюзивного статуса канадско-российскому консорциуму привело к расколу в правительстве Германии, где министр экономики Карл-Теодор цу Гуттенберг (Karl-Theodor zu Guttenberg) заявил в выходные, что он 'не может поддержать концепцию Magna'. Он добавил, что его правительство поддалось на 'вымогательство'.
Magna выиграла тендер, согласившись выполнить поставленное GM условие по краткосрочному финансированию в объеме 300 млн. евро, отвергнутое Fiat. Однако на этой неделе выяснилось, что Германия сама выплатила эти средства за счет кредита в 1,5 млрд. евро, что возмутило Fiat.
___________________________________________________________
Откуда у "ГАЗа" деньги? ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Opel и Кремль: не обернется ли скандалом покупка Россией акций компании? ("Spiegel", Германия)