Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Турция жмет на газ

Турция жмет на газ picture
Турция жмет на газ picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Участники Каспийского нефтегазового форума, проведенного на днях в Баку, подтвердили, что турецкое правительство Партии справедливости и развития (АКР) возобновило обструкцию проекта 'Набукко' по доставке каспийского газа в Европу.

Участники Каспийского нефтегазового форума, проведенного на днях в Баку, подтвердили, что турецкое правительство Партии справедливости и развития (АКР) возобновило обструкцию проекта 'Набукко' по доставке каспийского газа в Европу.

Казалось, что в последние два месяца правительство в Анкаре заняло более конструктивную позицию, но после встречи премьер-министров России и Турции в Сочи 17 мая оно продолжило вставлять палки в колеса проекту 'Набукко'. Позиция правительства АКР угрожает отсрочить подписание межправительственного соглашения по 'Набукко', которое изначально планировалось на май, потом на июнь, а теперь может быть отложено вновь.

Хотя непосредственно эта тактика снова направлена против Азербайджана, в более широком плане она угрожает перспективам всего Южного энергетического коридора в Европу, хотя данная концепция и ее элементы - прежде всего, 'Набукко' - не достигли даже стадии начала реализации.

Правительство АКР снова требует прав на приобретение по льготной цене 15 процентов азербайджанского газа, который должен будет прокачиваться по 'Набукко' в Европу через Турцию.

Параллельно Анкара блокирует переговоры с Азербайджаном по вопросу текущих поставок газа, за который Турция платит по абсурдному тарифу - 120 долларов за тысячу кубометров - согласно контракту 2001 г., срок действия которого истек в апреле 2008 г. Более того, правительство АКР не в полной мере согласилось на соответствующие европейским стандартам условия транзита азербайджанского газа - а в перспективе и газа из других стран каспийского региона - в Европу через Турцию.

Азербайджанские газовые компании и все члены консорциума 'Набукко' считают позицию Анкары по этим вопросам неприемлемой. На бакинском форуме об этом четко заявили вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджана Эльшад Насиров, директор RWE по коммерческому развитию Джереми Эллис (Jeremy Ellis) и другие ораторы. В то время, как практически все остальные вопросы решены, требования правительства АКР вновь срывают переговоры о межправительственном соглашении.

Вполне вероятно, что новый министр энергетики правительства АКР Танер Йылдыз (Taner Yildiz) выучил русские слова 'нет' и 'да', находясь 17 мая в Сочи вместе с премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом. Там премьер-министр России Владимир Путин и "Газпром" пообещали туркам возобновить реализацию проекта 'Голубой поток-2', приостановленную Москвой в 2007 г. к немалому огорчению Турции. Турки с удовольствием сказали 'да' газпромовскому проекту 'Голубой поток-2' и, возможно, это подтолкнуло их к тому, чтобы вернуться к тактике 'нет' по проекту 'Набукко', поддерживаемому Европейским Союзом.

Новая версия проекта 'Голубой поток-2' предполагает транспортировку 16 миллиардов кубометров газа из существующего трубопровода "Газпрома" 'Голубой поток-1', проложенного по дну Черного моря, в газопровод-продолжение 'Голубой поток-2', который должен быть проложен по суше, пересекая турецкую Анатолию с севера на юг. Этим сомнительным предложением русские пытаются ответить на потребности и амбиции Турции в сфере потребления, хранения и реэкспорта газа.

Правительство АКР не довольствуется возможностью обеспечить адекватные поставки газа для потребления внутри страны. Оно также стремится превратить Турцию в 'узел' газовой торговли, страну, которая хранит и экспортирует газ, несмотря на то, что у нее отсутствуют собственные запасы. Путин и "Газпром" обещали сделать 'узлом' полдюжины стран от Турции до Германии, подтолкнув некоторые из них либо к участию в российских газовых проектах, либо к торпедированию проектов, поддерживаемых Европейским Союзом, - таких, как 'Набукко' и, соответственно, Южный коридор. Эти обещания обманчивы, поскольку у "Газпрома" нет экспортного потенциала для превращения этих стран в 'узлы' для хранения и реэкспорта сколько-нибудь значимых объемов газа.

Единственный шанс Турции на превращение в 'газотранспортный узел' материализуется лишь в том случае, если Южный коридор, включающий туркменский газ, заработает на полную мощность. Это обеспечит перекачку до 100 млрд. кубометров газа в год с востока на запад по территории Турции в течение многих лет. Однако близорукая политика АКР угрожает заблокировать экспорт азербайджанского газа через Турцию в Европу и, тем самым, проект 'Набукко' и Южного коридора. Перспективы Южного коридора выглядели значительно лучше до тех пор, пока правительство АКР не вернулось к политике обструкции, от которой пострадали Азербайджан и Туркменистан - два тюркских государства.

Анкара еще не дала полного согласия на европейские юридические и коммерческие условия транзита и приобретения азербайджанского газа, являющегося на сегодняшний день единственным источником газа для 'Набукко'. В этом отношении государства и компании, участвующие в консорциуме 'Набукко', а также Европейская комиссия, поддерживают Азербайджан.

Без Азербайджана проект 'Набукко' обречен на неудачу. А без Туркменистана обречен на неудачу и проект Южного коридора. Хотя данный проект является одним из главных приоритетов Европейского Союза, а правительство АКР вроде бы стремится к вступлению в ЕС, Анкара считает проект 'Набукко' возможностью оказать давление на ЕС в ходе своих проблематичных переговоров о вступлении.

Тактика правительства АКР состоит в том, чтобы и дальше задерживать подписание межправительственного соглашения, планировавшееся на июнь. Ставшая теперь вероятной задержка, в свою очередь, отсрочит подписание соглашения о поддержке проекта странами и компаниями, участвующими в 'Набукко'.

Кроме того, она может лишить Туркменистан желания искать доступ в Европу через Турцию в качестве альтернативы российской монопсонии. Нежелание Анкары обеспечить справедливые условия транзита азербайджанского газа и очевидное предпочтение ею стратегического партнерства с Россией, может также привести к продолжению изоляции Туркменистана от Европы. Это нанесло бы не меньший ущерб Азербайджану, Туркменистану и европейским странам, стремящимся к достижению общей цели, поддерживаемой ЕС: наладить прямые коммерческие отношения между производителями и потребителями газа.

Почти два года чиновники Европейского Союза и консорциума 'Набукко', принимая во внимание все озабоченности, старались убедить Анкару принять европейские юридические и коммерческие условия проекта 'Набукко'. Во время саммита ЕС, прошедшего 7-8 мая в Праге, казалось, что эти терпеливые усилия принесли свои плоды. Тогда правительство АКР больше не ставило Азербайджану вымогательские условия и вроде бы осознавало, что создание Южного коридора в полной мере соответствует интересам Турции.

В ходе Каспийского нефтегазового форума в Баку представители правительства и Государственной нефтяной компании Азербайджана четко дали понять, что Турция - не единственный возможный маршрут экспорта газа из Азербайджана. Теперь ЕС и азербайджанские газодобывающие компании должны сделать то же самое и представить на переговорах с правительством АКР другие варианты.

Владимир Сокор - старший научный сотрудник и многолетний старший аналитик фонда 'Джеймстаун', бывший старший аналитик-исследователь Радио 'Свободная Европа' / Радио 'Свобода' в Мюнхене, специалист по бывшим национальным республикам СССР, делам СНГ и этническим конфликтам.

____________________________________________________________

Обсудить публикацию на форуме