Участники Каспийского нефтегазового форума, проведенного на днях в Баку, подтвердили, что турецкое правительство Партии справедливости и развития (АКР) возобновило обструкцию проекта 'Набукко' по доставке каспийского газа в Европу.
Казалось, что в последние два месяца правительство в Анкаре заняло более конструктивную позицию, но после встречи премьер-министров России и Турции в Сочи 17 мая оно продолжило вставлять палки в колеса проекту 'Набукко'. Позиция правительства АКР угрожает отсрочить подписание межправительственного соглашения по 'Набукко', которое изначально планировалось на май, потом на июнь, а теперь может быть отложено вновь.
Хотя непосредственно эта тактика снова направлена против Азербайджана, в более широком плане она угрожает перспективам всего Южного энергетического коридора в Европу, хотя данная концепция и ее элементы - прежде всего, 'Набукко' - не достигли даже стадии начала реализации.
Правительство АКР снова требует прав на приобретение по льготной цене 15 процентов азербайджанского газа, который должен будет прокачиваться по 'Набукко' в Европу через Турцию.
Параллельно Анкара блокирует переговоры с Азербайджаном по вопросу текущих поставок газа, за который Турция платит по абсурдному тарифу - 120 долларов за тысячу кубометров - согласно контракту 2001 г., срок действия которого истек в апреле 2008 г. Более того, правительство АКР не в полной мере согласилось на соответствующие европейским стандартам условия транзита азербайджанского газа - а в перспективе и газа из других стран каспийского региона - в Европу через Турцию.
Азербайджанские газовые компании и все члены консорциума 'Набукко' считают позицию Анкары по этим вопросам неприемлемой. На бакинском форуме об этом четко заявили вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджана Эльшад Насиров, директор RWE по коммерческому развитию Джереми Эллис (Jeremy Ellis) и другие ораторы. В то время, как практически все остальные вопросы решены, требования правительства АКР вновь срывают переговоры о межправительственном соглашении.
Вполне вероятно, что новый министр энергетики правительства АКР Танер Йылдыз (Taner Yildiz) выучил русские слова 'нет' и 'да', находясь 17 мая в Сочи вместе с премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом. Там премьер-министр России Владимир Путин и "Газпром" пообещали туркам возобновить реализацию проекта 'Голубой поток-2', приостановленную Москвой в 2007 г. к немалому огорчению Турции. Турки с удовольствием сказали 'да' газпромовскому проекту 'Голубой поток-2' и, возможно, это подтолкнуло их к тому, чтобы вернуться к тактике 'нет' по проекту 'Набукко', поддерживаемому Европейским Союзом.
Новая версия проекта 'Голубой поток-2' предполагает транспортировку 16 миллиардов кубометров газа из существующего трубопровода "Газпрома" 'Голубой поток-1', проложенного по дну Черного моря, в газопровод-продолжение 'Голубой поток-2', который должен быть проложен по суше, пересекая турецкую Анатолию с севера на юг. Этим сомнительным предложением русские пытаются ответить на потребности и амбиции Турции в сфере потребления, хранения и реэкспорта газа.
Правительство АКР не довольствуется возможностью обеспечить адекватные поставки газа для потребления внутри страны. Оно также стремится превратить Турцию в 'узел' газовой торговли, страну, которая хранит и экспортирует газ, несмотря на то, что у нее отсутствуют собственные запасы. Путин и "Газпром" обещали сделать 'узлом' полдюжины стран от Турции до Германии, подтолкнув некоторые из них либо к участию в российских газовых проектах, либо к торпедированию проектов, поддерживаемых Европейским Союзом, - таких, как 'Набукко' и, соответственно, Южный коридор. Эти обещания обманчивы, поскольку у "Газпрома" нет экспортного потенциала для превращения этих стран в 'узлы' для хранения и реэкспорта сколько-нибудь значимых объемов газа.
Единственный шанс Турции на превращение в 'газотранспортный узел' материализуется лишь в том случае, если Южный коридор, включающий туркменский газ, заработает на полную мощность. Это обеспечит перекачку до 100 млрд. кубометров газа в год с востока на запад по территории Турции в течение многих лет. Однако близорукая политика АКР угрожает заблокировать экспорт азербайджанского газа через Турцию в Европу и, тем самым, проект 'Набукко' и Южного коридора. Перспективы Южного коридора выглядели значительно лучше до тех пор, пока правительство АКР не вернулось к политике обструкции, от которой пострадали Азербайджан и Туркменистан - два тюркских государства.
Анкара еще не дала полного согласия на европейские юридические и коммерческие условия транзита и приобретения азербайджанского газа, являющегося на сегодняшний день единственным источником газа для 'Набукко'. В этом отношении государства и компании, участвующие в консорциуме 'Набукко', а также Европейская комиссия, поддерживают Азербайджан.
Без Азербайджана проект 'Набукко' обречен на неудачу. А без Туркменистана обречен на неудачу и проект Южного коридора. Хотя данный проект является одним из главных приоритетов Европейского Союза, а правительство АКР вроде бы стремится к вступлению в ЕС, Анкара считает проект 'Набукко' возможностью оказать давление на ЕС в ходе своих проблематичных переговоров о вступлении.
Тактика правительства АКР состоит в том, чтобы и дальше задерживать подписание межправительственного соглашения, планировавшееся на июнь. Ставшая теперь вероятной задержка, в свою очередь, отсрочит подписание соглашения о поддержке проекта странами и компаниями, участвующими в 'Набукко'.
Кроме того, она может лишить Туркменистан желания искать доступ в Европу через Турцию в качестве альтернативы российской монопсонии. Нежелание Анкары обеспечить справедливые условия транзита азербайджанского газа и очевидное предпочтение ею стратегического партнерства с Россией, может также привести к продолжению изоляции Туркменистана от Европы. Это нанесло бы не меньший ущерб Азербайджану, Туркменистану и европейским странам, стремящимся к достижению общей цели, поддерживаемой ЕС: наладить прямые коммерческие отношения между производителями и потребителями газа.
Почти два года чиновники Европейского Союза и консорциума 'Набукко', принимая во внимание все озабоченности, старались убедить Анкару принять европейские юридические и коммерческие условия проекта 'Набукко'. Во время саммита ЕС, прошедшего 7-8 мая в Праге, казалось, что эти терпеливые усилия принесли свои плоды. Тогда правительство АКР больше не ставило Азербайджану вымогательские условия и вроде бы осознавало, что создание Южного коридора в полной мере соответствует интересам Турции.
В ходе Каспийского нефтегазового форума в Баку представители правительства и Государственной нефтяной компании Азербайджана четко дали понять, что Турция - не единственный возможный маршрут экспорта газа из Азербайджана. Теперь ЕС и азербайджанские газодобывающие компании должны сделать то же самое и представить на переговорах с правительством АКР другие варианты.
Владимир Сокор - старший научный сотрудник и многолетний старший аналитик фонда 'Джеймстаун', бывший старший аналитик-исследователь Радио 'Свободная Европа' / Радио 'Свобода' в Мюнхене, специалист по бывшим национальным республикам СССР, делам СНГ и этническим конфликтам.
____________________________________________________________