Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Необходимо пересмотреть концепцию европейской безопасности

Необходимо пересмотреть концепцию европейской безопасности picture
Необходимо пересмотреть концепцию европейской безопасности picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня политический климат в Европе кажется относительно стабильным, однако это спокойствие может оказаться обманчивым. Развал бывшей Югославии, завершившийся кровопролитием в Косово, или "замороженные конфликты" на постсоветском пространстве, один из которых совсем недавно "разморозился" после вторжения президента Саакашвили в Осетию, - этих примеров уже достаточно для того, чтобы доказать хрупкость ситуации.

Накануне Совета Россия-НАТО и заседания ОБСЕ, посвященного миссии этой организации в Грузии, автор статьи, сотрудница Института Европы Российской Академии наук и бывший дипломат, выступает с поддержкой идеи общеевропейского пакта о безопасности, предложенного Россией.

Саммит Россия-НАТО на Корфу должен стать поводом для размышлений о будущем европейской безопасности. Конфликт, разгоревшийся летом прошлого года в Грузии, показал необходимость глубокого пересмотра природы и функционирования тех институтов, задачей которых является гарантия этой безопасности: в первую очередь это касается НАТО и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Российское предложение о заключении соглашения о европейской безопасности является отправной точкой этих размышлений и заслуживает того, чтобы европейские интеллектуалы и дипломаты проявили к нему гораздо больший интерес, чем тот, что они демонстрировали до сих пор.

Эта инициатива, выдвинутая президентом Медведевым в июне 2008 года в Берлине, направлена на "создание по-настоящему открытой демократической системы коллективной безопасности и сотрудничества, обеспечивающей единство евроатлантического региона - от Ванкувера до Владивостока, не допуская его новой фрагментации и воспроизводства прежних блоковых подходов, инерция которых сохраняется в нынешней европейской архитектуре, сложившейся в эпоху холодной войны". Сегодня политический климат в Европе кажется относительно стабильным, однако это спокойствие может оказаться обманчивым. Развал бывшей Югославии, завершившийся кровопролитием в Косово, или "замороженные конфликты" на постсоветском пространстве, один из которых совсем недавно "разморозился" после вторжения президента Саакашвили в Осетию, - этих примеров уже достаточно для того, чтобы доказать хрупкость ситуации.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе теперь неспособна справляться с этими новыми вызовами в области безопасности. В самом деле, деятельность ОБСЕ постепенно перешла от проблем военной безопасности и экономического сотрудничества к контролю за демократическим характером выборов, в особенности в постсоветских государствах, а также урегулированию "замороженных конфликтов".

В условиях неприспособленности существующих инструментов к новой ситуации Россия считает невозможным отказываться от базовой идеи Хельсинкских соглашений, которая заключается в выработке эффективных и исполняемых правил и инструментов для обеспечения стабильности и безопасности в Европе.

В чем конкретно состоит проект президента Медведева?

По сути, краеугольным камнем соглашения должен стать принцип неделимой безопасности для всех стран-участниц, то есть отказ от обеспечения своей собственной безопасности в ущерб безопасности других. Признать принцип неделимости безопасности - это значит положить конец логике блокового противостояния. Это ни в коем случае не означает возврата к ялтинской системе, то есть к разделению Европы на сферы влияния с предоставлением России особых прав на постсоветское пространство. Советский Союз умер, и никто его не воскресит, как, впрочем, и британскую, французскую или Османскую империю. Право суверенных государств свободно выбирать, в какой союз им вступать, не обсуждается. Но в рамках международных отношений нудно уважать законные озабоченности тех, кто не входит в ту или иную структуру коллективной безопасности. Есть много примеров удачного применения этого подхода. Примером тому служит статус постоянного нейтралитета Австрии, гарантированный международным сообществом. Почему бы не использовать этот прецедент, например, в случае Украины, раздираемой внутренними противоречиями по поводу вступления в НАТО?

По форме будущий договор о европейской безопасности не должен упразднять существующие структуры (НАТО, ОБСЕ, Еврогруппа, Совет Европы и т.д.) и занимать их место или создавать какую-то новую структуру. Он должен быть направлен на то, чтобы лучше координировать их деятельность на базе общих принципов, под эгидой ОБСЕ, адаптированной к новым реалиям. Не повторяя лишний раз все те обязательства, которые уже зафиксированы в существующих документах, будущий договор должен учитывать те новые и опасные вызовы, с которыми сталкивается Европа в XXI веке: международный терроризм, организованная преступность, все виды незаконной торговли (наркотиками, людьми, оружием), энергетическая безопасность, потепление климата и т.д.

Наконец, если Заключительный акт совещания в Хельсинки был всего лишь декларацией о намерениях, то будущий договор будет иметь смысл только в том случае, если он будет обязательным к исполнению.

Новая американская администрация Барака Обамы не видит принципиальных препятствий для начала переговоров по поводу этой инициативы - тем более что Москва использовала в этой инициативе формулу бывшего американского госсекретаря Джеймса Бейкера (James Baker), который в момент падения Берлинской стены пообещал, что установится новый мировой порядок "от Ванкувера до Владивостока", при котором каждая страна займет подобающее ей место. Через двадцать лет после завершения противостояния между СССР и НАТО настало время извлечь из него все возможные выводы. Так что будем надеяться, что российская инициатива наконец привлечет к себе внимание европейских и американских руководителей и что они увидят в ней серьезную возможность для строительства настоящего пространства европейской безопасности.

____________________________________________________________

Грузия - эпицентр напряженности между Россией и НАТО ("The New York Times", США)

НАТО официально возобновляет контакты с Россией ("The Washington Post", США)

Радослав Сикорский: Россия в НАТО? Почему бы и нет ("Gazeta Wyborcza", Польша)

Обсудить публикацию на форуме