Накануне Совета Россия-НАТО и заседания ОБСЕ, посвященного миссии этой организации в Грузии, автор статьи, сотрудница Института Европы Российской Академии наук и бывший дипломат, выступает с поддержкой идеи общеевропейского пакта о безопасности, предложенного Россией.
Саммит Россия-НАТО на Корфу должен стать поводом для размышлений о будущем европейской безопасности. Конфликт, разгоревшийся летом прошлого года в Грузии, показал необходимость глубокого пересмотра природы и функционирования тех институтов, задачей которых является гарантия этой безопасности: в первую очередь это касается НАТО и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Российское предложение о заключении соглашения о европейской безопасности является отправной точкой этих размышлений и заслуживает того, чтобы европейские интеллектуалы и дипломаты проявили к нему гораздо больший интерес, чем тот, что они демонстрировали до сих пор.
Эта инициатива, выдвинутая президентом Медведевым в июне 2008 года в Берлине, направлена на "создание по-настоящему открытой демократической системы коллективной безопасности и сотрудничества, обеспечивающей единство евроатлантического региона - от Ванкувера до Владивостока, не допуская его новой фрагментации и воспроизводства прежних блоковых подходов, инерция которых сохраняется в нынешней европейской архитектуре, сложившейся в эпоху холодной войны". Сегодня политический климат в Европе кажется относительно стабильным, однако это спокойствие может оказаться обманчивым. Развал бывшей Югославии, завершившийся кровопролитием в Косово, или "замороженные конфликты" на постсоветском пространстве, один из которых совсем недавно "разморозился" после вторжения президента Саакашвили в Осетию, - этих примеров уже достаточно для того, чтобы доказать хрупкость ситуации.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе теперь неспособна справляться с этими новыми вызовами в области безопасности. В самом деле, деятельность ОБСЕ постепенно перешла от проблем военной безопасности и экономического сотрудничества к контролю за демократическим характером выборов, в особенности в постсоветских государствах, а также урегулированию "замороженных конфликтов".
В условиях неприспособленности существующих инструментов к новой ситуации Россия считает невозможным отказываться от базовой идеи Хельсинкских соглашений, которая заключается в выработке эффективных и исполняемых правил и инструментов для обеспечения стабильности и безопасности в Европе.
В чем конкретно состоит проект президента Медведева?
По сути, краеугольным камнем соглашения должен стать принцип неделимой безопасности для всех стран-участниц, то есть отказ от обеспечения своей собственной безопасности в ущерб безопасности других. Признать принцип неделимости безопасности - это значит положить конец логике блокового противостояния. Это ни в коем случае не означает возврата к ялтинской системе, то есть к разделению Европы на сферы влияния с предоставлением России особых прав на постсоветское пространство. Советский Союз умер, и никто его не воскресит, как, впрочем, и британскую, французскую или Османскую империю. Право суверенных государств свободно выбирать, в какой союз им вступать, не обсуждается. Но в рамках международных отношений нудно уважать законные озабоченности тех, кто не входит в ту или иную структуру коллективной безопасности. Есть много примеров удачного применения этого подхода. Примером тому служит статус постоянного нейтралитета Австрии, гарантированный международным сообществом. Почему бы не использовать этот прецедент, например, в случае Украины, раздираемой внутренними противоречиями по поводу вступления в НАТО?
По форме будущий договор о европейской безопасности не должен упразднять существующие структуры (НАТО, ОБСЕ, Еврогруппа, Совет Европы и т.д.) и занимать их место или создавать какую-то новую структуру. Он должен быть направлен на то, чтобы лучше координировать их деятельность на базе общих принципов, под эгидой ОБСЕ, адаптированной к новым реалиям. Не повторяя лишний раз все те обязательства, которые уже зафиксированы в существующих документах, будущий договор должен учитывать те новые и опасные вызовы, с которыми сталкивается Европа в XXI веке: международный терроризм, организованная преступность, все виды незаконной торговли (наркотиками, людьми, оружием), энергетическая безопасность, потепление климата и т.д.
Наконец, если Заключительный акт совещания в Хельсинки был всего лишь декларацией о намерениях, то будущий договор будет иметь смысл только в том случае, если он будет обязательным к исполнению.
Новая американская администрация Барака Обамы не видит принципиальных препятствий для начала переговоров по поводу этой инициативы - тем более что Москва использовала в этой инициативе формулу бывшего американского госсекретаря Джеймса Бейкера (James Baker), который в момент падения Берлинской стены пообещал, что установится новый мировой порядок "от Ванкувера до Владивостока", при котором каждая страна займет подобающее ей место. Через двадцать лет после завершения противостояния между СССР и НАТО настало время извлечь из него все возможные выводы. Так что будем надеяться, что российская инициатива наконец привлечет к себе внимание европейских и американских руководителей и что они увидят в ней серьезную возможность для строительства настоящего пространства европейской безопасности.
____________________________________________________________
Грузия - эпицентр напряженности между Россией и НАТО ("The New York Times", США)
НАТО официально возобновляет контакты с Россией ("The Washington Post", США)
Радослав Сикорский: Россия в НАТО? Почему бы и нет ("Gazeta Wyborcza", Польша)