Берлин. Сильный удар по процессу ратификации Лиссабонского европейского договора и одновременно по процессу интеграции и углубления Европейского Союза последовал со стороны германского Конституционного суда. Федеральный суд, вновь собравшийся в своей резиденции в Карлсруэ, действительно принял постановление о том, что в существующем виде Лиссабонский договор в целом соответствует Основному закону - Конституции Германии. Но в некоторых его статьях усматриваются угрозы, которые могут нанести ущерб суверенитету и компетенции федерального германского парламента Бундестага. Поэтому необходимо, чтобы Бундестаг также изменил национальный закон для защиты своих полномочий и гарантировал, чтобы в будущем его компетенция не размывалась делегированными европейскими властями.
В постановлении верховных судей, сказано, что только тогда ратификация Лиссабонского договора Федеративной республикой будет полностью соответствовать Федеральной Конституции и будет иметь силу. Следовательно, окончательная ратификация договора Германией затягивается, то есть откладывается его подписание главой федеративного государства членом ХДС Хорстом Келером, коллегой по партии канцлера Ангелы Меркель. В действительности, договор уже был ратифицирован широким большинством Бундестага, недоставало лишь подписи президента Келера. Но представление конституционного суда предписывает Келеру, чтобы он - убежденный европеец, как и канцлер, ХДС и их союзник из СДПГ по правительству вице-канцлер и министр иностранных дел Франк Вальтер Штайнмайер, выполнили вердикт суда.
Дозор упрямых депутатов-евроскептиков из правоцентристов направил иск против Лиссабонского договора, четко определив его как противоречащий прерогативам и суверенитету парламента, как он определен федеральной конституцией. Эта инициатива была выдвинута идеологом национал-консерваторов ХСС Петером Гаувейлером, то есть баварской партией - собратом ХДС Ангелы Меркель. За три месяца до ближайших федеральных выборов 27 сентября, получив в самое сердце такой удар вследствие собственной европейской политики, ХСС подтвердила, что она - удобный союзник канцлера. Среди евроскептиков также находится сын офицера вермахта графа фон Штауфенберга, который стал национальным героем, попытавшимся организовать заговор 20 июля 1944 года, чтобы убить Гитлера и начать переговоры о мире с союзниками. Покушение не удалось, все заговорщики были казнены гестапо и СС. Теперь правительство и большинство ('Большая коалиция', состоящая из ХДС/ХСС и СДПГ) думает, каким образом принять до сентября закон необходимый, чтобы разблокировать процесс ратификации.
Как бы та ни было, но 'немецкая остановка' воодушевила евроскептиков во всем остальном ЕС, и это скверное препятствие для Берлина. Евроскептики активизировались в других странах Союза: в Чехии, где оппонент евроинтеграции президент Вацлав Клаус еще не подписал договор; в Ирландии, где должен состояться второй референдум по вопросу об объединенной Европе. Вчерашний опрос показал, что, по меньшей мере, 74 процента немцев хотели бы провести в Германии референдум по Лиссабонскому договору.
Редакция 'ИноСМИ' благодарит Вадима Асташина за любезно предоставленный перевод
____________________________________________________________
Чешские парламентарии хотят лишить президента Клауса полномочий по Лиссабонскому договору ("EUobserver.com", Бельгия)
Перед саммитом ЕС стоят серьезные проблемы ("BBCRussian.com", Великобритания)
Отдаление Германии от Европы ("Project Syndicate", США)