Одной из наиболее сложных проблем в наших отношениях с арабскими соседями является непримиримая антиизраильская позиция, которую занимают интеллектуальные круги в этих странах.
В отличие от израильских интеллектуалов, которые идут в авангарде мирного процесса, именно арабская интеллигенция зачастую проявляет неприкрытую враждебность к нашей стране. Это объясняется разными причинами - психологического и культурного свойства. Порой это вообще не поддается объяснению. Однако нельзя не отметить, что и в океане арабской интеллектуальной враждебности нередко можно встретить приятные исключения. Во многом это зависит от атмосферы, которая складывается в ходе проведения того или иного мероприятия, где происходит встреча между израильтянами и представителями арабского мира. А также от целей, которые ставят перед собой организаторы мероприятия.
Недавно мне довелось участвовать в подобного рода встрече, и я воочию убедился в возможности арабо-еврейского диалога. Я был приглашен в очаровательную итальянскую провинцию Тоскану для участия в конференции, которая носила название "Во имя лучшего будущего" и представляла собой мирный диалог между представителями различных народов и конфессий.
Вместе со мной Израиль представляла писательница и активистка движения за мир Мануэлла Двири. Орагнизатором этой встречи была католическая церковь, и поэтому в течение двух дней, которые я провел в Тоскане, мне довелось общаться с таким количеством священников, сколько я не видел за всю предыдущую жизнь.
На мой взгляд, попытка отойти от привычных схем мышления и лозунгов, которые завладели нашей жизнью, позволила участникам конференции прийти к взаимопониманию и наладить конструктивный и захватывающий диалог, основной целью которого было осмысление общих источников наших религий и культур. Наиболее заметной фигурой этой конференции стал иорданский принц Хасан, брат покойного короля Хусейна и дядя нынешнего хашимитского монарха.
Человек большого обаяния и внушительных интеллектуальных способностей, он сумел очень точно обрисовать те опасности, которые подстерегают человечество в целом и народы Ближнего Востока в частности, а также выразить чаяния и надежды, которыми живут люди нашего региона. Иногда он вставлял в свою речь слова и выражения на иврите, подчеркивая тем самым особое уважение к израильским участникам межконфессионального диалога. Присущие ему личное обаяние и высокий интеллектуальный уровень могут служить примером для многих интеллектуалов ближневосточного региона.
К сожалению, приходится признать, что позиции, которые занимает принц Хасан, являются скорее исключением, чем правилом для самой Иордании и остального арабского мира. Следует также отметить, что дискуссии между представителями религиозного и культурного истеблишмента слишком далеки от споров, которые ведутся среди представителей других слоев населения. Я должен также сказать, что в ходе конференции мне не раз приходилось подчеркивать, что мои позиции по ряду вопросов серьезно отличаются от позиций Ватикана. И все-таки, несмотря на это, диалог в Тоскане оказался очень плодотворным.
Из всего этого можно сделать вывод, что и в арабском мире могут существовать лидеры, которые не подвержены враждебной интеллектуальной атмосфере в отношении еврейского государства. И это рождает надежду.
___________________
Обама красиво говорит, но ничего не делает ("Haaretz", Израиль)
Коллективные страхи израильтян ("Haaretz", Израиль)