Сегодня Обама улетает из Москвы довольным: на переговорах по разоружению был достигнут настоящий прорыв. По 'общему пониманию', Россия обязалась к концу года подписать взамен договора о сокращении стратегических вооружений 1991 года (START) новый документ, который назвали 'Новый СТАРТ'. Нам же предлагается принять на веру, что этот пример 'морали' в конечном итоге приведет к освобождению мира от ядерного оружия (впервые президент пообещал это весной в Праге).
Но прежде, чем всеобщее достижение нирваны сделает американский проект ядерной обороны ненужным, администрация должна прояснить для нас, простых смертных, несколько моментов. Для начала: до какого момента разоружение не представляет опасности для нас и наших союзников? Зачем так резко сокращать число стратегических бомбардировщиков и подлодок, если они, скорее всего, понадобятся нам в первой же неядерной войне? Наконец, раз уж речь зашла о деталях, почему бы сенату не присмотреться повнимательней к тексту договора, который готовился в спешке, лишь бы успеть к произвольно заданной дате окончания срока действия договора СТАРТ в декабре?
Возвышенные речи президента об освобождении мира от атомного оружия, похоже, предназначены для того, чтобы отвлечь всеобщее внимание от этой проблемы. В Москве, общаясь с журналистами, Обама подчеркнул, что Россия и США должны показать пример, которому последует весь мир.
'С нашей стороны будет наивно полагать... что мы можем наращивать наши ядерные арсеналы и что в такой атмосфере мы сможем убедить такие страны, как Иран и Северная Корея, что они не должны осуществлять свои атомные проекты'.
Называйте нас реалистами или, если угодно, циниками, но мы сомневаемся, что на московское выступление Обамы в Иране и Северной Корее обратят хоть сколько-то внимания. Эти два государства-изгоя, как и все прочие, хотят бомбу не для того, чтобы защищаться от нас, а чтобы нападать самим.
Кто-то может возразить, что достигнутое соглашение ничего не значит, потому что предусматривает сохранение обеими сторонами громадных арсеналов. Ни мы, ни они не имеем желания (а Россия - и возможности) наращивать арсенал, так что новый СТАРТ, похоже, будет не более чем дипломатическим спектаклем. Но русские, хотя и сильно сдали в последнее время, все еще остаются сложными партнерами по переговорам, ну а Владимир Путин чуть ли не целое десятилетие пытался ослабить США. Возможно, 'Новый СТАРТ' поможет ему наконец решить эту задачу.
Достигнутое в понедельник взаимопонимание дает сторонам мандат сократить количество стратегических боеголовок до 1500-1675 штук (сейчас максимально допустимое количество их составляет 2200 штук). Более радикальному сокращению подвергнется арсенал стратегических средств доставки, их останется от 500 до 1100 штук. По действующему договору СТАРТ, который администрация Обамы решила не продлевать, а заменить новым, позволял иметь до 1600 подобных средств.
Русские уже начали ликвидацию части средств доставки, включая ракетные установки и бомбардировщики. Конечно, они захотели, чтобы это было отмечено дважды (во второй раз - в договоре). Широкий разброс допустимого количества вооружений объясняется тем, что Россия потребовала более радикального сокращения, чем то, на которое был готов пойти Вашингтон. Российская сторона ссылалась на то, что США в случае необходимости могут быстро установить на ракеты новые боеголовки, что вызывало у них беспокойство. По заявленным на январь данным Америка располагала 1200 системами доставки, а Россия - примерно 800.
Эмиссарам Обамы можно порекомендовать вести себя поосторожней. Шансы на вступление Америки в атомную войну ничтожны, но бомбардировщики дальнего радиуса действия, подводные лодки и ракетные системы, о которых идет речь, - это все из области обычных, неядерных вооружений, а в этом у Америки огромный перевес. Неудивительно, что русские так настаивают на том, чтобы мы сократили и их тоже.
В Китае, вероятно, тоже царит веселье. Ведь раз США снижают количество боеголовок и средств доставки, значит, рано или поздно с ними будет достигнут паритет (пока что у Китая ядерный арсенал меньше, а армия слабее). Также убыль могущества Америки может спровоцировать наших союзников (например, Японию и Южную Корею в Азии и Турцию в НАТО) на то, чтобы усомниться в готовности США поддерживать у себя достаточно внушительный ядерный арсенал для их защиты. Скорее всего, они попытаются сами обзавестись бомбами, пусть и незаметно. Ослабевшая готовность администрации Обамы поддерживать проект противоядерной обороны, на который в бюджете 2010 года выделено меньше средств, еще больше подрывает способность Америки защитить себя и своих союзников от ядерного удара.
Особенно странно то, что эти шаги были предприняты администрацией до того, как завершится рассмотрение ядерной стратегии, предусмотренное конгрессом. С новым договором СТАРТ администрация может обойти и сенат, и даже конституцию - естественно, все во имя мира на земле. Координатор по оружию массового поражения, безопасности и разоружению Гэри Сеймор (Gary Samore) заявил в воскресенье, что администрации, возможно, придется выполнить некоторые условия договора в исполнительном порядке и на 'временной основе', чтобы успеть к декабрю.
Учитывая все прочие вопросы, не нашедшие ответа, необходимо не спешить с заключением договора с Россией и резким сокращением расходов на оборону, а подвергнуть подготовленный документ тщательнейшей ревизии как в общественном мнении, так и в сенате.
___________________________________________________________
Обама в России ("Antiwar.com", США)
Солана: "Кнопка перезагружена" ("Global Post", США)