Сотни сотрудников военной полиции патрулируют улицы города Урумчи на западе Китая. Худшая, со времен прошлогодних волнений в Тибете, вспышка насилия заставляет президента Ху Цзиньтао (Hu Jintao) сократить свое пребывание в Италии на саммите 'Большой восьмерки'.
В результате продолжающихся уже два дня беспорядков в столице богатой нефтью и природным газом провинции Синьцзян, погибло, по меньшей мере, 156 человек. У здания гостиницы 'Хай де' в Урумчи, в которой в 13:30 по местному времени должна была начаться пресс-конференция (позднее она была отложена на 18:30), сейчас стоят не меньше 20 грузовиков с вооруженными полицейскими. Пресс-бюро Синьцзяна отказалось подтвердить или опровергнуть информацию об участии в пресс-конференции Ху.
Решение Ху отказаться от участия во встрече лидеров ведущих экономик мира свидетельствует о том, насколько серьезно подходит руководство Китая к внутренним вызовам. Ху должен был встретиться с президентом США Бараком Обамой и другими главами государств, чтобы обсудить глобальный экономический кризис.
Его возвращение - 'серьезный признак', считает профессор азиатских исследований токийского филиала Университета Темп Фил Динс (Phil Deans). 'Многие, безусловно, сочтут это знаком слабости и скажут, что Коммунистическая партия сейчас не так сильна как раньше'.
Военная полиция, вооруженная винтовками и водометами, закрепилась на одной из крупнейших транспортных артерий города, которая разделяет районы ханьцев и мусульман-уйгуров, чтобы не дать сторонам столкнуться. Громкоговоритель убеждает людей разойтись по домам.
800 раненых
Вчера вечером власти снова объявили комендантский час, на фоне продолжающихся уличных столкновений между ханьцами и уйгурами. Стороны использовали мачете, обрезки труб и кирпичи, полиция, чтобы остановить насилие, применила слезоточивый газ. С 5 июля было ранено более 800 человек.
Курс китайских акций почти не переменился, а индекс Shanghai Composite упал на 0,3 процента и составил 3080,77. В этом году он поднялся на 69 процентов, больше, чем индексы на остальных крупных мировых рынках.
'В краткосрочной перспективе происходящее не скажется напрямую на финансовых рынках, - полагает Фань Чхек Вань (Fan Cheuk Wan), главный аналитик по Азиатско-Тихоокеанскому региону гонконгского отделения Credit Suisse Private Banking, управляющего почти 50-миллиардными инвестициями в регион. - Ситуация более-менее под контролем и не сможет серьезно сказаться на национальной экономике, если насилие не выплеснется в другие провинции Китая и не повлечет за собой изменения политики'.
Устойчивое недовольство
Кровопролитие в Синьцзяне свидетельствует об устойчивом недовольстве некоторых китайских меньшинств ограничениями, наложенными, как они считают, на их религиозные и культурные практики. Пекинская политика вложения средств в неспокойные Тибет и Синьцзян привлекла сюда множество ханьцев, которые составляют более 90 процентов населения страны.
66-летний Ху, руководивший Тибетом во время волнений 1989 года, пока не высказывался по поводу событий в Синьцзяне.
Десятки уйгуров вышли вчера на улицы, требуя освобождения тысячи человек, арестованных полицией после протестов. Подобные сцены разыгрывались по всему городу с 2,4 миллионами населения, сообщает агентство 'Синьхуа'. Столкновения последовали за проведением в Урумчи демонстрации в связи с гибелью рабочих-уйгуров в драке на фабрике в южном Китае.
Исповедующие ислам уйгуры, которые составляют меньше половины 20-миллионного населения Синьцзяна, жалуются на дискриминацию и несправедливое разделение ресурсов региона. Этот не имеющий выхода к морю регион, размерами примерно втрое превышающий Францию, обладает вторыми по величине в Китае запасами нефти и природного газа и ранее был крупнейшим в стране производителем хлопка.
Обвиняются сепаратисты
На этой неделе министерство иностранных дел Китая обвинила базирующихся за рубежом сепаратистов в подстрекательстве к беспорядкам, заклеймив их террористами и преступниками. Беспорядки планировались заранее, заявил вчера на брифинге в Пекине пресс-секретарь министерства Цинь Ган (Qin Gang).
По информации 'Синьхуа', полиция Синьцзяна утверждает, что у нее есть доказательства причастности к планированию демонстрации Ребии Кадир (Rebiya Kadeer), изгнанной уйгурской активистки, проживающей в США.
Кадир, возглавляющая Всемирный конгресс уйгуров, говорит, что не имеет отношения к беспорядкам. 6 июля на пресс-конференции в Вашингтоне она заявила, что звонила за последнее время только своим детям в Урумчи, чтобы попросить их остаться дома. Всемирный конгресс уйгуров - эмигрантская организация со штаб-квартирой в Мюнхене, добивающаяся независимости Синьцзяна от Китая.
В сегодняшнем номере Wall Street Journal Кадир пишет, ссылаясь на неназванные уйгурские источники в Восточном Туркестане, что от рук полиции погибло 400 уйгуров.
Массовые аресты
Чтобы обуздать волну насилия, власти провели массовые аресты и отключили интернет и телефонную связь. В регион прибыли 20 000 сотрудников служб безопасности.
Глава городского комитета компартии Ли Чжи (Li Zhi) вчера попытался убедить демонстрантов-ханьцев разойтись по домам, обратившись к ним с крыши машины. Демонстранты, распевая национальный гимн, уничтожали уйгурскую собственность и срывали плакаты, призывающие население поддерживать общественную гармонию.
На этой неделе протесты распространились на город-оазис Кашгар, большинство населения в котором составляют уйгуры, сообщило 'Синьхуа'.
'Правительство чувствует, что если оно незамедлительно и жестко не возьмет происходящее под контроль, ситуация выйдет из-под контроля', - считает президент Института Тихоокеанского бассейна Помона-колледжа (Клермонт, штат Калифорния) Дру Глэдни (Dru Gladney).
Судя по официальному числу погибших, нынешние беспорядки можно считать самыми кровавыми за многие десятилетия - возможно со времен 'культурной революции' шестидесятых.
____________________________________________________________
Восстание в Урумчи ("The Wall Street Journal", США)