У российской оппозиции были серьезные опасения. Пожертвует ли Барак Обама будущим демократии и правового государства в России ради Realpolitik в целях возобновления отношений с Москвой? А что если он вообще пойдет на внешнеполитический торг: Грузия в обмен на Иран? Страхи оппозиции были обоснованными. И тем не менее, влияние со стороны Запада лишь подвинуло власти к демократическим уступкам.
Критики кремля могут быть спокойны. Обама никого не предал. Примечательно, что он никого и не задел. Обама обращался с Россией как с супердержавой, хотя, не считая атомного арсенала, больше ничего в ее действительном статусе в пользу этого термина уже не говорит. Кремль чувствует себя польщенным.
Таким образом, Москве будет все труднее правдоподобно противиться намерениям Запада. В Иране и Афганистане российские интересы также защищаются. Перемены через сближение - так назывался процесс, который в 70-е годы под прикрытием Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе способствовал сближению Востока и Запада. Сближение это служило для того, чтобы подточить коммунистическую систему. Инициатива Обамы может принести похожие результаты.
В ходе визита Обамы антиамериканизму в качестве придворной идеологии Кремля был нанесен небольшой урон. Антиамериканизм - миф, на котором Кремль и государственный аппарат основывают свою политическую власть. В случае если этот ' миф угрозы' будет разгадан, лучше посредством сотрудничества в области противоракетной обороны, правящая каста сама уведет у себя почву из-под ног.
_________________________________________