Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Конец 'фактически независимых государств'

Конец 'фактически независимых государств' picture
Конец 'фактически независимых государств' picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Не один год Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах и Приднестровье - сепаратистские образования на постсоветском пространстве - были известны как 'фактически независимые государства', а конфликты вокруг них - как 'замороженные конфликты'. Все в общем-то соглашались с тем, что термин 'замороженные конфликты' ошибочен.

Не один год Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах и Приднестровье - сепаратистские образования на постсоветском пространстве - были известны как 'фактически независимые государства', а конфликты вокруг них - как 'замороженные конфликты'. Все в общем-то соглашались с тем, что термин 'замороженные конфликты' ошибочен. Конфликты никогда не были замороженными, заморожено было их урегулирование. Но сегодняшняя реальность Абхазии и Южной Осетии делает устаревшим и понятие 'фактически независимые государства'.

Скотт Пегг (Scott Pegg) начал дебаты о фактически независимых государствах книгой, опубликованной более десяти лет назад. Он вел речь главным образом о Северном Кипре, Тайване, Сомалиленде и Тамил-Иламе. Дов Линч (Dov Lynch) перенес дебаты на постсоветское пространство своей книгой 'На пути к диалогу с сепаратистскими государствами Евразии: нерешенные конфликты и фактически независимые государства' (Engaging Eurasia's Separatist States: Unresolved Conflicts and De Facto States). В обеих книгах утверждалось, что сепаратистские регионы, контролирующие более или менее четко определенную территорию и население и обладают набором институтов, аналогичных государственным, могут называться 'фактически независимыми государствами'. Они не признаны, но фактически независимы.

Разумеется, в действительности все сложнее, потому что большинство фактически независимых государств в той или иной мере всегда полагалось на поддержку извне для обеспечения своей безопасности и / или экономического развития (вспомните о Тайване, Северном Кипре или Абхазии). Поэтому данное понятие всегда было относительным. Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье передали значительную часть своей фактической независимости России; их границы фактически охраняются российскими миротворцами, российский рубль был официальной валютой Абхазии и Южной Осетии (у Приднестровья собственная валюта), некоторые функции фактических правительств (особенно, в Южной Осетии) переданы России. Всегда существовала высокая степень 'фактической интеграции' Абхазии и Южной Осетии с Россией, что ограничивало их притязания на 'фактическую независимость'. И все же большинство аналитиков считало их фактически независимыми государствами. Но признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии ускоряет потерю ими 'фактической независимости', хотят они того или нет.

Парадокс состоит в том, что до августа 2008 г. Абхазия и Южная Осетия были непризнанными, но фактически независимыми государствами; после августа 2008 г. они стали частично признанными, но фактически независимыми больше считаться не могут. Если сепаратистские войны в 2002-2003 гг. были их 'войнами за независимость', то война августа 2008 г. становится войной, положившей конец их пускай даже ограниченной 'фактической независимости'. В войне 2008 г. победила Россия, а не сепаратистские образования. И Абхазия и Южная Осетия быстро превращаются из 'фактически независимых государств' в 'фактически регионы России'. Большинство жителей Южной Осетии радо этому, но абхазы настроены не столь однозначно. Например, абхазские оппозиционеры заявили недавно, что 'все функции, которые обеспечивают суверенитет и независимость нашего государства, переданы под внешнее управление'. С этим заявлением можно соглашаться или нет, но в Абхазии идут дебаты. В любом случая, тенденция на фактическую интеграцию с Россией практически неизбежна и практически необратима, по крайней мере, в ближайшие пару десятилетий.

Этому способствуют все региональные акторы. России удобно быть единственным окном в мир для сепаратистских образований. Она наложила вето на продление полномочий миссии ОБСЕ в Южной Осетии и миссии ЕС в Абхазии и изгнала представителей этих организаций из обоих регионов, что несомненно способствует усилению их изоляции. В свою очередь, Грузия, приняв 'закон об оккупированных территориях', также способствует усилению изоляции сепаратистских образований. Политика Грузии лишь укрепляет зависимость сепаратистских образований от России. Что касается ЕС, то его государства-члены все чаще отказывают жителям Абхазии в визах. Но Абхазия и Южная Осетия также способствуют своей самоизоляции, отвергая многие международные контакты по символическим причинам (например, отказываясь допустить на свою территорию Наблюдательную миссию ЕС или отказываясь встречаться с послами стран ЕС в Грузии, потому что они послы 'в Грузии'). Вряд ли такие тенденции соответствуют долгосрочным интересам какого-либо из участников конфликта, но они вызваны политическими решениями, ранее принятыми каждым из них.

___________________________________________________________

Обсудить публикацию на форуме