Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Маленькие победы куют одну большую общую победу. Именно поэтому сегодня хотелось бы начать долгий и сложный разговор о большой, глобальной проблеме. Речь идет об информационной безопасности, как составляющей части национальной безопасности государства.

"Событие не произошло, пока его не показали по телевизору"

Из недр Интернета

Маленькие победы куют одну большую общую победу. Именно поэтому сегодня хотелось бы начать долгий и сложный разговор о большой, глобальной проблеме. Проблеме, которая может стать головной болью номер один для всех власть имущих и для нас простых граждан в самое ближайшее время, если уже сейчас не сделать правильных выводов из ситуации. Речь идет об информационной безопасности, как составляющей части национальной безопасности государства.

Если вы думаете, что Третья мировая война будет проходить с применением ядерного оружия и иметь своим следствием физические разрушения для большей части человечества, то вы заблуждаетесь. Третья мировая идет полным ходом, вот уже более десяти лет. Началась она, ориентировочно в 1995 году, когда в США был опубликован документ под названием "Понятие информационных операций" ("Concept for Information Operations").

Уже тогда аналитики, готовившие этот документ, в описательной части указывали, что информационное пространство в основном благодаря телевидению и развивающемуся Интернету, приобрело признаки глобальных структур, а значит являются одним из важнейших инструментов массовой коммуникации, что следует принимать во внимание при планировании всех будущих военных операций.

Глобальное информационное окружение влияет на принятие многих геополитических и военных решений не только прямыми посылами, но косвенно и очень эффективно подготавливает общественное мнение и развивает его в нужном русле. Влияние на принятие решений происходит потому, что освещение любых действий осуществляется в режиме, максимально приближенному к реальному. Для публикации в Интернете о том или ином событии достаточно нескольких минут, а потом пользователи сами растиражируют его в огромных количествах.

Телевидение вообще может передавать события в прямом эфире без потерь времени - вспомните, насколько часто CNN транслирует локальные войны в реальном масштабе.

Для того чтобы понять, как обстоят дела с информационной безопасностью на Украине, достаточно отметить, что документ призванный регулировать наше участие в глобальных информационных войнах, был принят... несколько дней назад. Указ "О Доктрине информационной безопасности Украины" утвержден президентом 8 июля 2009 года. Если кто захочет почитать - только зря потратите время. Внимания в этом документе заслуживают две части: угрозы информационной безопасности Украины и необходимые меры, которые государство должно принять для обеспечения этой самой безопасности.

Если c определением угроз еще более менее понятно - они разбиты на семь основных сфер жизнедеятельности, в каждой из которых существует несколько направлений, то по части мер, направленных на изменение ситуации, полный хаос.

Приведу некоторые примеры:

1.Во внешнеполитической сфере:

- совершенствование информационного сопровождения государственной политики, деятельности украинских общественных организаций и субъектов предпринимательской деятельности за границей;

- организационно-техническое, информационное и ресурсное содействие государства отечественным средствам массовой информации, формирующим в мировом информационном пространстве позитивный имидж Украины;

- гарантирование своевременного выявления внешних угроз национальному информационному суверенитету и их нейтрализации.

Комментарий: свою безопасность в внешнеполитической сфере мы хотим начать с подкупа национальных СМИ, обеспечив им "организационное и ресурсное содействие".

Что, кто-то еще верит в то, что наши СМИ формируют имидж Украины в рамках мирового сообщества? Может быть лучше сосредоточиться на межнациональных СМИ, если, конечно, хватит ресурсов?

2.В сфере государственной безопасности:

- привлечение средств массовой информации к обеспечению неуклонного соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина, защите конституционного строя, совершенствованию системы политической власти с целью укрепления демократии, духовных и нравственных основ общества; повышение эффективности функционирования органов государственной власти;

- развитие национальной информационной инфраструктуры на основе стимулирования отечественных производителей и пользователей новейшими информационно-телекоммуникационными средствами и технологиями, компьютерными системами и сетями.

Комментарий: набор общих фраз, особенно в первом пункте, не имеющий за собой никакой реальной подоплеки.

3.В экономической сфере:

- гармонизация законодательства Украины по вопросам информационной безопасности в экономической сфере с международными нормами и стандартами;

Комментарий: как можно гармонизировать военные действия с потенциальными противниками?

4.В гуманитарной сфере:

- совершенствование законодательного регулирования деятельности средств массовой информации, в частности, с целью поддержки деятельности, направленной на формирование оптимистической морально-психологической атмосферы в обществе, популяризации национальных культурных ценностей, содействие социальной стабильности и согласию;

- формирование и реализация государственной политики национального духовного и культурного возрождения, которая отвечает интересам Украинского народа и определяет четкие критерии и приоритеты формирования информационной политики в социальной сфере.

Комментарий: духовное и культурное возрождение это здорово и правильно, но национальная безопасность уязвима извне.

Заниматься организацией духовного возрождения собственной нации, в рамках информационной борьбы, можно только тогда когда минимизировано влияние на нее внешних источников. Иначе это будет борьба с последствиями, а не с причинами.

5.В экологической сфере:

- проведение комплексного анализа экологического состояния территорий и их производственного потенциала с целью выработки информационной политики по внедрению концепции устойчивого развития;

- повышение уровня информатизации области страхования для аккумулирования средств на возмещение убытков от чрезвычайных ситуаций, а также на долгосрочное инвестирование мер по минимизации рисков жизнедеятельности и хозяйствования.

Комментарии: я даже не знаю, что тут сказать... "комплексный анализ экологического состояния территорий и их производственного потенциала с целью выработки информационной политики по внедрению концепции устойчивого развития", видимо, очень важен для информационной безопасности.

Если кто-то, в том числе и тот, кто готовил этот документ, думает, что это доктрина информационной безопасности, то ни чего подобного! Максимум - это доктрина информационной гармонизации общества, при чем, в основе своей, чисто декларативная.

О том, как должна выглядеть настоящая доктрина мы поговорим чуть позже, пока только отмечу несколько моментов, которые делают нас максимально уязвимым в информационной борьбе:

1. Украина декларирует демократические ценности и открытое общество, а по сему мы не можем себе позволить в рамках национальных программ вводить жесткий контроль за средствами массовой информации, как национальными так и ретрансляцией зарубежных.

2. Огромное количество векторов в органах власти не позволяет выработать единую стратегию взаимодействия.

3. Безопасность - это всегда работа на опережение, поэтому смена информационных дискурсов в других странах - это приоритетная задача. На сегодняшний день мы не обладаем достаточным количеством подготовленных специалистов понимающих предмет и методы ведения борьбы.

А теперь вопрос. Какая близлежащая страна легко преодолела все эти три уязвимости? Совершенно верно - Российская Федерация. Здесь вам и тотальный контроль СМИ и единое мнение и работа на опережение.

О том, как спецслужбы России работают в информационном поле можно понять, вспомнив "пятидневную войну" Грузии и России. Вспомнить и устрашиться.

Кстати, "Доктрина информационной безопасности Российской Федерации" была принята на 10 лет раньше нашей - в сентябре 1999 года. Специалисты, готовившие этот документ, не побоялись в нем черным по белому написать: "Главным источником угроз является разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы:нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним".

А значит, чтоб побеждать, представители РФ по информационным войнам всегда будут работать на опережение. И они не стесняются об этом говорить.

Обсудить публикацию на форуме

_____________________

Пентагон формирует 'киберкомандование' для интернет-войн ("The Guardian", Великобритания)

Современные вызовы безопасности государства Украина ("Glavred", Украина)