Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ядерное соглашение с ОАЭ: мирный атом или оружие для негодяев?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Обама хочет, чтобы ядерного оружия больше не было. Однако уже первый его формальный шаг в этом направлении - представленное Конгрессу соглашение с Объединенными арабскими эмиратами о сотрудничестве в области атомной энергетики - показывает нам, что цель эта может оказаться недостижимой.

Президент Обама хочет, чтобы ядерного оружия больше не было. Однако уже первый его формальный шаг в этом направлении - представленное Конгрессу соглашение с Объединенными арабскими эмиратами о сотрудничестве в области атомной энергетики - показывает нам, что цель эта может оказаться недостижимой.

На слушаньях 8 июля члены Комитета Палаты представителей по внешней политике не скрывали своих опасений по поводу того, что соглашение с Объединенными арабскими эмиратами может не оправдать возлагаемых на него надежд. Предполагалось, что оно станет 'мирной' альтернативой ситуации вокруг Ирана, который обвиняют в попытках изготовлять бомбы, используя гражданскую атомную энергетику. Однако следует ли Соединенным Штатам использовать его в качестве образца для соглашений с другими арабскими государствами, которые, по примеру Ирана, провозгласили планы построить собственные реакторы? Конгрессмены от обеих партий в этом далеко не уверены.

По условиям соглашения США будут поставлять Объединенным арабским эмиратам ядерные материалы, а Эмираты в обмен не станут изготавливать ядерное топливо самостоятельно, так как этот процесс дает возможность получить ядерное оружие буквально за несколько недель. Оно также требует от ОАЭ позволить Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ) инспектировать их ядерную программу по расширенной процедуре - согласно так называемому 'согласованному протоколу'.

Все это звучит замечательно. Однако у конгрессменов возникли три важных вопроса.

Во-первых, насколько Объединенные Арабские Эмираты готовы присоединиться к санкциям против Ирана? Ведь если Ирану сойдет с рук нарушение правил, его модель развития гражданской энергетики, позволяющая подобраться вплотную к созданию бомбы, безусловно, будет выглядеть для его ненадежных соседей куда привлекательнее, чем любая схема, исключающая изготовление ядерного топлива. И напротив, если его поведение приведет к тяжким санкциям, Тегеран станет отрицательным примером.

Заставить Объединенные Арабские Эмираты поддержать санкции исключительно важно. Как заметил конгрессмен-демократ от Калифорнии Брэд Шерман (Brad Sherman), через Дубаи ежегодно проходит множество иностранных товаров, предназначенных для Ирана, общей стоимостью в 12 миллиардов долларов. В том числе речь идет о практически всех импортируемых Ираном нефтепродуктах. С учетом серьезной зависимости Ирана от зарубежных предприятий по переработке нефти Конгресс предложил карать санкциями компании и страны, экспортирующие нефтепродукты в Иран или помогающие ему перерабатывать нефть.

Беда в том, что Эмираты могут не захотеть сотрудничать. На слушаньях конгрессмен-республиканец от Калифорнии Эд Ройс (Ed Royce), процитировал слова премьер-министра ОАЭ Шейха Мухаммеда бин Рашида аль-Мактума (Sheik Mohammed bin Rashid Al Maktoum), заявившего, что ядерная программа Ирана - 'это [его] внутреннее дело:... до тех пор, пока наши иранские братья продолжают гарантировать, что программа носит мирный характер'. Оба конгрессмена выглядели обеспокоенными тем, что Госдепартамент до сих пор не получил согласия ОАЭ ввести санкции против Ирана, если это будет необходимо.

Во-вторых, остальные поставщики ядерных материалов, ведущие дело с Объединенными Арабскими Эмиратами, не ввели подобных четких ограничительных условий. В тексте соглашения говорится, что, если Эмираты попробуют изготовить ядерное топливо, Соединенные Штаты прекращают с ними сотрудничать и вправе потребовать обратно поставленное. Однако, соглашение, заключенное ОАЭ с Францией, ничего подобного не предполагает. Если Франция и другие крупные участники рынка - например Германия и Россия - не согласятся последовать нашему примеру, Объединенные Арабские Эмираты смогут закупать у них сырье на менее жестких условиях и спокойно изготовлять ядерное топливо.

Разумеется, маловероятно, что ОАЭ когда-нибудь так поступят, зато этого можно ожидать от других ближневосточных государств, скажем, таких как Иордания, которая недавно также выразила намерение изготовлять ядерное топливо. В этом случае, они, конечно, могут лишиться права получать ядерные материалы под контролем США, однако, как заметил г-н Шерман, ни Объединенные Арабские Эмираты, ни другие государства Ближнего Востока могут не получить их в любом случае. И в самом деле, американские атомные компании не будут рисковать, ведя дела с государством, которое формально не гарантирует ей защиту от судебного преследования в случае ядерных аварий. До сих пор ни одна из арабских стран, включая ОАЭ, таких гарантий не предоставила. Отметим в скобках, что нашим дипломатам имело бы смысл предложить остальным крупным поставщикам ядерных материалов ввести ограничительные условия по образцу соглашения между США и Эмиратами. На настоящий момент они также этого не сделали.

Наконец, Соединенные Штаты должны оговорить уровень контроля, который необходим, для проверки того, как ОАЭ будет исполнять свое обещание не производить ядерное топливо. Скажем МАГАТЭ неоднократно просило Иран позволить ему обеспечить постоянную связь с установленными им камерами наблюдения. Тегеран на все подобные просьбы отвечал отказом. Между тем, без этого чиновники агентства в Вене не могут удостовериться в том, что в работу камер никто не вмешивался, и что реакторное топливо, содержащее материалы, которые могут быть использованы для создания бомбы, не изымалось за время 90-дневных интервалов между инспекциями.

Так как МАГАТЭ признает, что оно неспособно гарантировано обнаруживать тайные заводы по производству ядерного топлива (особенно те из них, что еще не запущены в ход), согласие Объединенных Арабских Эмиратов и других ближневосточных государств на то, чтобы наблюдение велось практически в реальном времени не только желательно, но и необходимо. Это единственное, что может хоть как-то гарантировать, что их обещания будут выполняться. Однако, как выяснили г-н Ройс и конгрессмен-республиканец от Небраски Джефф Фортенберри (Jeff Fortenberry), опросив в ходе слушаний представителей администрации, наши дипломаты до сих пор не подняли этого вопроса.

Это серьезная ошибка. Если г-н Обама сможет разрешить все эти сомнения, его позиции в иранском вопросе заметно усилятся, а его речи о нераспространении приобретут определенный вес. Но что если он проигнорирует разумные вопросы Конгресса? В этом случае, благие намерения г-на Обамы развивать на Ближнем Востоке мирный атом могут обернуться ядерным оружием в руках негодяев.

Генри Сокольски - исполнительный директор Образовательного центра по политике нераспространения (Nonproliferation Policy Education Center) и член комиссии Конгресса по предотвращению распространения оружия массового уничтожения и терроризма.

____________________________________________________________

В США случайно опубликован секретный список ядерных объектов ("The New York Times", США)

Об американской новой политике ("Вести Недели День за Днем", Эстония)

Обсудить публикацию на форуме