'Талибан побеждает: командующий войсками США в Афганистане предупреждает о растущих потерях'. Таков был поразительный заголовок на первой странице газеты The Wall Street Journal. В первом абзаце было написано следующее:
Талибы стали хозяином положения в Афганистане, заявил высокопоставленный командующий американскими войсками, что заставляет США поменять свою стратегию в восьмилетнем конфликте, увеличивая число военнослужащих в густонаселенных областях, вроде неустойчивого южного города Кандагар, который является духовным центром мятежа.
Источник заявления: сам генерал Стэнли Маккристал (Stanley McChrystal).
Представитель генерала в Кабуле быстренько постарался отделить его от заголовка и введения к статье. Он заявил, что журналисты 'преувеличивают', а генерал на самом деле не считает, что талибы побеждают или 'становятся хозяевами положения'.
Тем не менее, в восьмой год американской войны в Афганистане, вновь прибывший полевой командир признает, что потери войск США, уже находящиеся на рекордно высоком уровне, продолжат оставаться на этом уровне или вырастут еще, и что нашей основной задачей более не является задавить и уничтожить талибов, а защитить афганское население.
Где мы допустили ошибку?
Хотя численность американских вооруженных сил выше, чем когда-либо, военная ситуация США - хуже, чем когда-либо. Хотя ожидается, что президент Карзай повторно победит на выборах, его считают неэффективным главой коррумпированного режима. Хотя мы обучили афганскую армию и полицейские силы численностью 220 тысяч человек, стране требуется в два раза больше солдат и полицейских. Талибы ведут боевые действия не только на востоке, но и на севере и на западе, а также близки к контролю над южной столицей Кандагаром.
Реакция НАТО на запрос Обамы по поводу дополнительных военных была жалкой.
Европейцы хотят сократить войска, уже посланные в страну. Западное общественное мнение по поводу войны испортилось.
Опрос общественного мнения, заказанный британской газетой The Independent, обнаружил, что 52 процента британцев хотят вывести войска из Афганистана, а 58 процентов считают, что войну 'невозможно выиграть'.
Опросы общественного мнения в США тоже перевернулись с ног на голову.
Опрос, проведенный телеканалом CBS и газетой New York Times в конце июлю, обнаружил, что 33 процента опрошенных считают, что война идет хорошо, а 57 процентов считают, что она идет плохо или очень плохо. В опросе, проведенном телеканалом CNN в начале августа, 54 процента американцев заявили, что выступают против афганской войны, которую большинство американцев поддерживали после 11 сентября, и про которую Обама заявил в 2008 году, что это правильная война для Америки.
Сегодня президент приближается к решению, которое может оказаться столь же судьбоносным для него и для его страны, как решение Линдона Джонсона (Lyndon Johnson) отправить морских пехотинцев во Вьетнам в декабре 1965 года.
Перед Обамой стоит вопрос из двух частей:
Если, после восьми лет войны, талибы стали сильнее и ближе к победе, чем они когда-либо были, сколько понадобится американских солдат, потерь, лет и миллиардов долларов, чтобы изменить эту ситуацию? И в чем состоит важность этой дикой земли, и стоит ли она еще восьми лет войны, кровотечения и смертей - или единственная причина, по которой мы там воюем, это попытка избежать еще одного американского поражения?
Начиная министром обороны Гейтсом и заканчивая генералом Петреусом, военные и политические лидеры США единодушно соглашаются, что добиться военной победы в Афганистане невозможно. К сожалению, талибы, похоже, верят в военную победу и триумфальное возвращение во власть, и в то, что им удастся нанести США такое же поражение, как то, что их отцы нанесли Советскому Союзу.
Что бы мы не говорили о них, талибы показали гораздо большую готовность умирать за страну, свободную от нас, американцев, чем наши афганские союзники - за будущее, которое мы, американцы, предусматриваем для них.
В ближайшие дни генерал Маккристал предоставит президенту оценку того, что необходимо для американской победы.
Нет почти никаких сомнений, что ответ генерала будет в том, что успех потребует дополнительных тысяч солдат, миллиардов долларов и многих лет потерь. И если Обама по-прежнему считает, что это война необходимости, которую мы не можем проиграть, и что необходимо продолжать воевать, его решение расколет его партию и страну и поставит под угрозу его президентство.
Если он откажется посылать в Афганистан новые войска и делать финансовые влияния, сложно представить, как Соединенным Штатам удастся избежать того, что, в лучшем случае, окажется кровавой патовой ситуацией.
Но если он решит списать американские убытки и выйти из войны, Обама рискует создать стратегическую катастрофу, которая осчастливит наших врагов и подвергнет его риску обвинений в том, что он, первый черный президент США, проиграл войну, начатую Америкой в качестве возмездия за 11 сентября и проводимую ради предотвращения нового 11 сентября.
Если бы мы пришли в Афганистан в 200 году, победили бы талибов, выгнали бы аль-Каиду и ушли, мы бы не имели дела с тем, с чем вынуждены бороться сегодня.
Но мы были прельщены перспективой переделать отсталую племенную нацию с населением в 25 миллионов человек, которая противостояла каждой империи, попытавшейся завоевать ее негостеприимную территорию, в блестящую новую демократию, которая должна была стать ролевой моделью для мусульманского мира.
Теперь, какое бы решение не принял Обама, нам придется заплатить адскую цену за гордыню строителей государств.