Афоризм " Всякое доброе дело наказуемо" придумала Клэр Бут Льюс (Clare Booth Luce). Этими словами можно отлично описать все попытки США помочь России ликвидировать свой устаревающий ядерный арсенал.
Двадцать лет назад, когда распался Советский Союз, перед его обломками встала непосильная задача: требовалось собрать осколки громадного арсенала ядерных вооружений. Во всем мире начали бояться, что кто-нибудь потеряет или украдет часть ядерных боеголовок или радиоактивного сырья.
США отреагировали на сложившуюся ситуацию программой по совместному уменьшению угрозы Нанна-Лугара; ее соавторами были демократ из Джорджии (на тот момент) Сэм Нанн (Sam Nunn) и республиканец из Индианы Ричард Лугар (Richard Lugar). В 1991 году программа была одобрена конгрессом. Главной целью проекта было помочь России и остальным бывшим советским государствам уничтожить существующие запасы оружия массового поражения. Прошло уже почти два десятилетия, и все это время мы тратили по нескольку сотен миллионов долларов в год на то, чтобы помогать России решать различные задачи, в частности, уничтожение ядерного оружия.
По тем временам это было новаторским подходом к решению насущной международной проблемы. Охваченная судорогами глубинных потрясений Москва не имела достаточно средств для обеспечения собственных сил и выполнения элементарного долга перед мировым сообществом. Тогда казалось, что помощь Москве станет разумным расходованием средств.
Тогда. А как сейчас?
Сенатор Лугар и многие другие продолжают восхвалять программу Нанна-Лугара как "двигатель сотрудничества по нераспространению ядерных вооружений", способный на базе обоюдной заинтересованности привести к "выдающимся результатам". Для политиков каждого толка программа приобрела едва ли не священный статус. Критики в ее адрес практически не слышно, но вот смысл продолжать работать в этом направлении с Россией тоже исчез.
Во-первых, смута в России давно закончилась. Нынешняя власть в стране - отнюдь не те демократы, которых мы представляли в своих лихорадочных надеждах. И все же, как ни рассматривай события на внутриполитической арене России, сейчас там установился относительный политический и социальный порядок - совсем не то, что было в девяностые.
Другой важный фактор - возрождение российской экономики. За последнее десятилетие в стране наблюдался внушительный рост: оцененный в долларах США ВВП за это время почти удвоился. Конечно, мировая рецессия тяжело ударила по экономике, в особенности из-за падения цен на нефть и газ - главные экспортные товары. Но сейчас рынок углеводородного топлива вернулся к жизни, а с ним обещает возродиться и основанная на нем экономика.
Наконец - и это самое главное - важно понимать, как тратятся средства, выделенные в государственном бюджете на армию. В девяностых военные расходы были невелики, но сейчас они растут, и растут стремительно. За период с 2001 по 2007 годы российский оборонный бюджет вырос едва ли не вчетверо, а в последние годы ежегодный рост составлял от 20 до 30 процентов. В марте президент Дмитрий Медведев пообещал заняться "всеохватным перевооружением".
Это не пустые разговоры. Россией создана новая межконтинентальная баллистическая ракета "Тополь-М". Движение вперед продолжается: разработаны также запускаемые с моря баллистические ракеты "Булава", которые будут устанавливаться на новейшие атомные подлодки "Борей". Возобновлено производство сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков "Туполев-160". И хотя общая численность оружейного арсенала России расти не будет - старые системы вооружений списываются по мере поступления новых, - в конечном итоге стратегические ядерные вооружения страны станут более эффективными.
Деньги - вещь текучая. Если бы США не взвалили на себя издержки по охране и уничтожению деградирующих систем массового поражения с России, Москве пришлось бы заниматься тем же самым за свой собственный счет. Ведь Россия еще в большей степени заинтересована в безопасности и надежности своих ядерных ракет, чем мы. Благодаря политической стабильности и относительному благополучию - во всяком случае, достаточному для проведения "всеохватного перевооружения" - Москва теперь сама может позаботиться о своих проблемах.
Разумеется, русские предпочли бы, чтобы мы помогали им и в дальнейшем. Да и почему бы им не улыбаться при виде программы, по которой мы фактически оплачиваем их военные расходы, в то же время, сокращая собственные?
На своем веб-сайте сенатор Лугар ведет "учет" всех российских систем вооружения, уничтоженных благодаря существованию программы, носящей его имя. Неплохо было бы разместить рядом список всех новых систем, поступивших в российский арсенал за то самое время, пока мы занимаемся сокращением собственного.
Кстати, часть новых ракет направлена прямо на нас. Льюс в очередной раз оказалась права: всякое доброе дело наказуемо.
Шонфельд - старший научный сотрудник Гудзоновского института и преподаватель Уизерспунского института. Вскоре выйдет написанная им книга "Необходимые тайны. Национальная безопасность, СМИ и правопорядок".
_______________________________________________________
Гордость и сила ("The Wall Street Journal", США)
Холодная война 2 ("ABC", Испания)