В опубликованной во вторник новой разведывательной стратегии администрации Обамы вопросы продвижения демократии отодвинуты на второй план, а борьба с кибератаками и отслеживание международных угроз становятся новым, более актуальным приоритетом для американских разведчиков.
В "Стратегии Национальной разведки", в несекретной версии которой 18 страниц, больше внимания уделяется также вопросам "международной среды", как выразился директор Национальной разведки США Деннис Блэр (Dennis Blair), и новым долговременным угрозам безопасности США.
"Долгие годы после окончания «холодной войны» мы жили в "послевоенном" мире. Долгие годы после 11 сентября мы жили в "послесентябрьском" мире. Похоже, что мы постоянно оглядываемся назад и в своих действиях руководствуемся прошлым, - заявил Блэр во вторник утром во время видеоконференции с журналистами, - если вы взглянете на этот документ, то увидите, что у нас – я думаю, впервые – имеется хорошее понимание того, в каком мире мы живем, понимание сложностей и динамичного характера нашего мира".
По словам Блэра, этот документ крайне важен для сосредоточения усилий 16 федеральных агентств, которые занимаются сбором и анализом разведывательной информации.
"Это очень важно для нас – членов разведывательного сообщества, - сказал Блэр, - это сильный ответ разведки на обязательства нашей страны, в рамках которого мы сможем давать хорошие рекомендации политическому руководству и людям "в поле"".
Последняя "Стратегия Национальной разведки" администрации Буша была опубликована в 2005 году. В ней важная роль отводилась продвижению демократии, что стало ключевой темой речи Буша при вступлении в должность в том же году. Всего в стратегии времен Буша было пять задач, и третья называлась так: "Поддерживать развитие демократии и мирные демократические государства". В дополнение к этому, неотъемлемой частью главной задачи разведывательного сообщества – борьбы с терроризмом, объявлялось "содействие развитию свободы и демократии".
В новом докладе такие формулировки отсутствуют, но высокопоставленный представитель разведки заявил, что администрация Обамы рассматривает демократию скорее в качестве цели, чем средства для достижения цели.
"Мы очень долго анализировали и думали об этом, - сказал этот представитель, согласившийся говорить только анонимно, - мы считаем, что это основополагающий результат реализации нашей стратегии. Это не снижение интереса или внимания к демократизации, а скорее перенос такого внимания и интереса на итоговый результат".
В новом документе впервые в качестве главных задач разведывательного сообщества названы кибернетическая безопасность и контрразведка.
"Нам надо очень агрессивно действовать в киберпространстве, защищая наши собственные секреты и крадя секреты у других, - заявил Блэр, - в киберпространстве очень агрессивно действует Китай, а также Россия".
В новой стратегии в качестве потенциальных угроз выделены четыре страны: Иран, Северная Корея, Китай и Россия. В документе также выдвигаются на передний план угрозы, возникающие в таких местах и из-за таких явлений, которые обычно не укладываются в традиционные "национально-государственные" рамки обеспечения безопасности. К ним отнесены "неуправляемые пространства", международные преступные группировки, дезорганизация экономики и изменения климата.
Борьба с международным терроризмом остается высшим приоритетом разведывательного сообщества, но в новом документе особо выделяется излюбленный термин администрации Обамы – "насильственный экстремизм". Однако в тексте есть также упоминания о терроризме и террористах.
Второй приоритет остается таким же, как и при администрации Буша. Это борьба с распространением оружия массового уничтожения.
Отвечая во вторник на вопрос репортера, Блэр также прокомментировал спор, возникший у него с директором ЦРУ Леоном Панеттой (Leon Panetta) по поводу того, кто должен назначать ведущих руководителей разведки на должности за границей. Блэр хочет сам назначать людей, а Панетта отстаивает традиционное право ЦРУ отбирать ведущих представителей. Согласно появившимся сообщениям, в спор в качестве посредника попросили вмешаться вице-президента Джо Байдена.
"Процесс все еще продолжается, - заявил Блэр, - политика вырабатывается не на клочке бумаги. Она делается на местах … Люди там не сидят и не спорят, кто из них главнее".
Отвечая на вопрос о том, почему данный вопрос столь трудно решить в Вашингтоне, если он не создает проблем для работы на местах, Блэр заявил: "Чем ближе ты к линии огня, тем больше ты сосредоточиваешь внимание на выполнении боевой задачи".
Высокопоставленный представитель спецслужб подчеркнул, что представитель директора Национальной разведки, назначаемый на должность за рубежом, координирует деятельность разведслужб, но не отдает указания людям.
"Мы хотим организовать руководство разведывательным сообществом с целью объединения усилий внешней разведки, действующей за рубежом, - сказал этот руководитель, - представитель директора Национальной разведки … не обладает полномочиями, чтобы направлять и контролировать деятельность … И сейчас мы с этим разбираемся, чтобы все привести в порядок и соответствие, дабы покончить с данным вопросом".
ЦРУ рекомендовало обратиться с вопросами по поводу этого спора в Белый Дом, который отказался от комментариев.