Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Встречи российских лидеров с политологами Валдайского клуба стали настоящей сенсацией. Путин исключил возможность соревнования между собой и преемником во время президентских выборов 2012 года, но не возможность собственного участия в президентских выборах. Медведев также не стал ничего исключать. Но и не сказал, что баллотироваться будет непременно Путин. Вот и триумф политологической мысли: так кто же? Кто будет президентом России через несколько лет?

Встречи российских лидеров с политологами Валдайского клуба стали настоящей сенсацией. Путин исключил возможность соревнования между собой и преемником во время президентских выборов 2012 года, но не возможность собственного участия в президентских выборах. Медведев также не стал ничего исключать. Но и не сказал, что баллотироваться будет непременно Путин. Вот и триумф политологической мысли: так кто же? Кто будет президентом России через несколько лет?

Конечно, поиск ответа на этот вопрос важен для каждого политолога. Тем не менее, насколько имеет значение сам ответ? Вот попробуем вообразить себе, что на президентских выборах 2012 года будет баллотироваться национальный лидер Путин. А Медведева будет после этих выборов назначен главой правительства. Или наоборот: национальный лидер останется главой правительства, а будет баллотироваться Медведев. Скажется ли это на политическом курсе России, на качестве ее политики, на адекватности восприятия российской политической элитой реальности? Отнюдь. Ведь сам способ формирования этой элиты не имеет никакого отношения к политике.

Политическая жизнь в России фактически закончилось в 1993 году, после трагического противостояния между президентом Борисом Ельциным и депутатским съездом. С того времени российское общество, которое действительно было весомым фактором в определении будущего выбора государственного курса - особенно в августе 1991 года, - превратилось на общество телезрителей, которое узнает о собственных ориентирах и взглядах из программы 'Время'. На номенклатурно-олигархическом уровне борьба, конечно, длилась дольше, но и она закончилась в 1999 году, после того, как семья Ельцина переиграла своих могущественных оппонентов - московского мэра Юрия Лужкова и других региональных лидеров - и отдала власть малоизвестному тогда протеже Владимиру Путину. Так после яркого и непредвиденного Ельцина настал период анонимной власти с лицом его преемника. 'Отечество' Лужкова слилось с 'Единством' Путина в главную партию страны - 'Единую Россию', наиболее самостоятельные олигархи были выжаты со страны или попали за решетку, а общество из аморфной массы зрителей новостей превратилось на аморфную массу зрителей развлекательных шоу. Кто-то считает это развитием суверенной демократии, кто-то - деградацией огромной страны, однако сущность от этого не изменяется: не имеет никакого значения, кто из двух участников нынешнего тандема будет следующим президентом России, так как речь идет не о конкуренции политиков, а о выборе очередного серого чиновника. Ба, более того - президентом России может даже стать кто-то третий. И что с того?

Реальные изменения могут начаться только после того, как договоренности в политических кругах изменятся настоящей конкуренцией, борьбой программ и направлений. Тогда мы увидим на российском телевидении не рассказы политологов о том, что им сказал Путин, а реальные дебаты того же Путина с тем, кто будет готов конкурировать с лидером 'Единой России'. И узнаем, насколько непобедимый национальный лидер способен к такой дискуссии, как он 'держит удар' не в условиях полного отсутствия конкуренции и 'зачищенного' телевизионного пространства, а во время открытого и острого разговора с оппонентом. Если Путин победит на президентских выборах после таких дискуссий - что ж, это уже будет совсем другой человек, который будет ориентироваться на возможность критики и ответственности за те или другие свои действия после неминуемой отставки. Если проиграет - что же, в России начнется новая эпоха. Но мы с вами прекрасно знаем, что ничего такого не произойдет. Что русские политические лидеры боятся собственного населения, не желают настоящего соревнования, не знают, что сказать людям, когда за ними не стоит штат референтов и советников. Так уже было - в советские времена. И закончилось гибелью партийного аппарата, да и самого Советского Союза. Русская элита традиционно прибегает к имитации конкуренции и свободы слова тогда, когда уже слишком поздно, когда надо думать о другом инструментарии спасения. Как по мне, так будет и в этот раз. И именно поэтому не имеет никакого значения фамилия следующего президента России. А все же - Путин или Медведев?

Обсудить публикацию на форуме

_________________________________________________________

Два лика России ("The Washington Post", США)

Стабильный Кремль ("The National Interest", США)

Помощник Медведева предупреждает: Путин рискует стать новым Брежневым ("Reuters", Великобритания)