Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Решение президента Обамы об отказе от ракетной обороны продолжает наталкиваться на значительное количество критики во внешнеполитическом сообществе. Некоторые интерпретировали этот шаг президента как одностороннюю уступку Москве - и за эту уступку мы должны что-то получить в ответ. Однако, если исходить из того, как все это было сделано, то у нас вряд ли будет возможность получить что-либо из того, чтоб мы хотим.

Решение президента Обамы (Obama) об отказе от ракетной обороны продолжает наталкиваться на значительное количество критики во внешнеполитическом сообществе. Некоторые интерпретировали этот шаг президента как одностороннюю уступку Москве - и за эту уступку мы должны что-то получить в ответ. Однако, если исходить из того, как все это было сделано, то у нас вряд ли будет возможность получить что-либо из того, чтоб мы хотим.

С самого начала, как только эта система была в первый раз предложена во время администрации Буша (Bush), одна из проблем состояла в том, что политики в Польше и Чехии, а с ними и некоторые их коллеги в США, описывали это предложение не только как защиту от потенциальной иранской угрозы, но также как барьер против возрождающейся России - то есть как дополнительную американскую гарантию для Восточной Европы. Очевидно, что часть той политической цены, которую администрация Обама вынуждена будет заплатить за отказ от планов размещения ПРО, состоит в том, чтобы попытаться дать гарантии бывшим партнерам по противоракетной обороне относительно того, что их никто не собирается бросать на произвол судьбы. В случае с Польшей это, весьма вероятно, может потребовать не просто предоставления помощи, но также и размещение других современных американских военных объектов и оборудования, включая ракеты Patriot. Это означает, что Москва все равно получит американскую базу в Польше, против чего изначально были направлены главные возражения относительно размещения систем противоракетной обороны (BMD).

Еще одна проблема состоит в том, что Вашингтон был так занят отказом от своих первоначальных планов, что стал уступать позиции по всем вопросам. Русские до последнего момента продолжали указывать на то, что Америка раскаивается и искупает свои прошлые грехи. Однако официальная американская линия, как заметил Том Николс (Tom Nichols) на сайте National Review Online, состоит в том, что система противоракетной обороны разрабатывалась против ложной угрозы - мы должны заниматься угрозами, исходящими от ракет не дальнего, а ближнего и среднего радиуса действия. Да, технически все это верно, но не так убедительно в политическом плане. А если этот отказ от инициативы Буша не имеет никакого отношения к оппозиции со стороны русских, то каким образом можно было бы превратить это в средства оказание давления на Москву?

Пока что мы не получили в ответ от Кремля никакой существенной поддержки по Ирану, но вместо этого имеем заверения о том, что ракеты среднего радиуса действия 'Искандер' не будут размещены в ответ в Калининграде. Таким образом Москва может прийти к следующим двум выводам: 1) иранская ракетная угроза в конечном итоге не столь серьезна, если Соединенные Штаты отказываются от той программы, которая раньше считалась исключительно важной для защиты Европы и Запада; и 2) Россия уже сделала ответный шаг, обменяв одно размещение ракет на другое.

Допустим, Россия не будет усиливать давление на Иран - что тогда? Обама тогда вновь займется вопросами ПРО в Восточной Европе - и все это после того, как он признал, что имеющиеся в распоряжении технологии не способны справиться с этой угрозой.

Всего этого можно было бы избежать - и сделать все гораздо лучше, - если бы существовали ясные организующие принципы относительно того, как выстроить приоритеты в отношении угрозы со стороны Ирана, и эта последовательная, надежная оценка угроз позволила бы Вашингтону твердо и решительно изложить свою точку зрения перед своими друзьями и партнерами. Однако таких организующих принципов нет. Поэтому когда президент говорит в Организации Объединенных Наций о том, что должны быть созданы 'новые коалиции, наводящие мосты поверх старых разделительных барьеров' при разрешении таких вопросов, как распространение ядерного оружия и обладания им такими странами как Иран, то следует сказать, что механизмов для их создания не нет. Не существует также и глубокого понимания того, к каким уступкам в отношениях с Россией должен быть готов Вашингтон для того, чтобы гарантировать полноценное участие этой страны в такого рода коалиции, а также обеспечить учет с ее стороны потребностей этой коалиции. Размещение системы ПРО было остановлено по причине отсутствия у нее необходимых достоинств - и Москва это понимает. Сначала принять решение, а потом попытаться получить уступки от Москвы по Ирану, не имея ни ясного переговорного формата и не понимая цены, а также и связанных с этим преимуществ, - все это еще один пример того, как 'американские официальные лица продолжают надеются на лучшее'.

Я не очень верю в то, что отказ от размещения систем противоракетной обороны приведет к сближению с Россией по Ирану - и нам не следует ожидать больших изменений в существующем статус-кво.

Николай Гвоздев является старшим редактором журнала The National Interest, профессором по вопросам национальной безопасности Военно-морского колледжа США (U.S. Naval War College). В статье он высказывает свою собственную точку зрения.

Обсудить на форуме