Президент Обама сдержал свое обещание нажать 'кнопку перезагрузки' в отношениях с Россией. Его решение отправить на свалку план бушевской администрации по размещению ракет-перехватчиков и радаров в Центральной Европе стало важным примирительным жестом. Но он может и должен сделать больше. Правильным решением со стороны его администрации было бы отказаться от своей опрометчивой кампании по введению Украины и Грузии в состав НАТО, которую Москва небезосновательно расценивает как провокационное вторжение в сферу безопасности России.
Но чтобы 'перезагрузка' сработала, Россия также должна отказаться от провокационных действий, предпринимаемых ею на заднем дворе США. В частности, Москва должна прекратить свой политический и военный флирт с венесуэльским диктатором Уго Чавесом (Hugo Chavez). Однако создается впечатление, что Кремль настаивает на эскалации враждебности и дестабилизации обстановки. Летом 2008 года российские военные заговорил о возможности размещении российской военной базы на территории Венесуэлы Несмотря на молчаливое неодобрение подобных намерений политическим руководством страны, в последующие месяцы российские военно-морские силы провели совместные маневры с венесуэльскими вооруженными силами. Кроме того, возросло количество сделок по продаже оружия, и к сентябрю 2009 года объем такого рода соглашений достиг 4 миллиардов долларов. Очередным взносом, о котором Чавес объявил 13 сентября, стал выделенный Россией 'заем' в 2,2 миллиарда долларов на покупку танков, систем противоракетной обороны и другой военной техники.
Такие проявления тесного сотрудничества Каракаса и Москвы в политической, экономической и военной сферах представляют не просто теоретический интерес. В последние несколько лет отношения между Венесуэлой и располагающейся по соседству Колумбией заметно ухудшились, а напряженность на границе неоднократно приводила к неприятным инцидентам. Большая часть провокаций - хотя и не все из них - последовало с венесуэльской стороны. Сюда входит и открытая поддержка Чавесом боевиков лево-радикальной колумбийской группировки 'Колумбийские революционные вооруженные силы' (FARC). Готовность России помогать в усилении военного потенциала Чавеса означает, что Москва потакает подобному поведению.
Больше всего беспокойства вызывает, пожалуй, заявленное недавно Чавесом намерение создать собственную ядерную программу. Заслуженная Венесуэлой репутация двурушника объясняет скептическое отношение ее соседей к заверениям диктатора, что такая программа послужит исключительно мирным целям. В то же время, Чавес скорее всего надеется, или даже предполагает, что Россия окажет поддержку в развитии ядерного потенциала Венесуэлы - так же, как Кремль некогда поддерживал иранскую программу.
Эти удивительно теплые отношения между Москвой и Каракасом опасно приблизились к тому, чтобы пересечься с интересами США в Западном полушарии. Уже долгое время политикой США - начиная с провозглашения Доктрины Монро(политическая доктрина, провозглашающая обе части американского континента зоной, закрытой для европейской колонизации - прим. пер.) в двадцатых годах девятнадцатого столетия - было пресечение попыток европейских держав по превращению государств полушария в политических или военных сателлитов. Куба, разумеется, в течение последних пятидесяти лет оставалась неприятным исключением, однако американские власти должны донести как до правительства Чавеса, так и до медведе-путинской администрации, что Вашингтон не потерпит еще одного исключения.
К сожалению, после того, как в начале двадцатого века Соединенные Штаты Америки приобрели большую влиятельность, доктрина Монро исказилась и стала оправданием вмешательства США во внутренние политические дела своих латиноамериканских соседей. Любые попытки воскресить доктрину Монро должны предприниматься вместе с мерами предосторожности против возвращения на прежний путь.
Хотя администрация Обамы должна применить оригинальные положения доктрины Монро в отношении Венесуэлы, ей необходимо сделать акцент на том, что если Чавес воздержится от действий, способных повлечь за собой превращение страны в российский сателлит или угрожающих Колумбии и другим государствам полушария, США не будет предпринимать попыток подорвать его режим. В качестве доказательства искренности своих заявлений, Вашингтон должен аннулировать планы по размещению семи военных баз в Колумбии - тем более, что этот шаг вызывает яростную критику правительств большей части государств Южной Америки. Эти базы якобы предназначены в поддержку ведущейся в Андском регионе войне против наркотиков (достаточно сомнительный повод), однако Чавес утверждает, что их истинная цель - устрашение Венесуэлы, или хуже того - способность послужить плацдармом для нападения. Отказ от планов по строительству баз эффективно опровергнет эти доводы и успокоит обеспокоенных южно-американских лидеров.
Чавес может быть гнусным и деспотичным головорезом, но его жестокое обращение с венесуэльским народом - проблема, которую должен решать сам венесуэльский народ. Оно не представляет угрозы интересам США.
А вот подстрекаемое Россией наращивания военного потенциала, не говоря уже о начале ядерной гонки вооружений в Западном полушарии, - это уже совсем другое дело. Подобные действия угрожают политической и военной стабильности региона и подрывают статус Латинской Америки как зоны, свободной от ядерного оружия. Такая перспектива вызывает у США вполне законные опасения. Вашингтон должен донести до Каракаса и Москвы - используя односложные слова, если потребуется - мысль о том, что они затеяли очень опасную игру. Чавес должен знать, что его нынешний курс действий может повлечь за собой цепочку событий, которые положат конец текущему режиму. А Москве нужно сообщить, что даже сравнительно неплохие отношения между Россией и США будут в значительной степени зависеть от изменения ее политики относительно Венесуэлы.
Отказавшись от планов строительства систем противоракетной обороны в Центральной Европе, президент Обама сделал примирительный жест. Медведеву с Путиным пора сделать ответный.
_________________________________________________________