Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Более теплые американо-российские отношения, скорее всего, не принесут больших результатов в отношении действий, направленных против Ирана

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кремль в течение долгого времени реагировал на предложения о более жестких санкциях против Ирана со сложенными руками и нахмуренным видом. На прошлой неделе позиция кремлевского руководства смягчилась , что приблизило администрацию президента Обамы к серьезному дипломатическому успеху в ее усилиях, направленных на сдерживание иранской ядерной программы.

Москва. Кремль в течение долгого времени реагировал на предложения о более жестких санкциях против Ирана со сложенными руками и нахмуренным видом. На прошлой неделе позиция кремлевского руководства смягчилась , что приблизило администрацию президента Обамы (Obama) к серьезному дипломатическому успеху в ее усилиях, направленных на сдерживание иранской ядерной программы.

Однако относительно примирительные заявления российского президента Дмитрия Анатольевича Медведева могут оказаться для администрации США дебютным началом, которое не принесет больших результатов. Россия, будучи соседом Ирана, более тесно связана с этой страной геополитически, чем любая другая мировая держава, и Москва в большей степени озабочена тем, чтобы не испортить отношений с этой страной.

Кроме того, Россия не хочет использовать весь потенциал Совета Безопасности Организации Объединенных Наций против одной страны, особенно по указке Вашингтона. Частично все это объясняет, почему Россия в прошлом пыталась смягчить санкции, как она это делала во время предыдущих раундов обсуждения возможных действий против Ирана.

Помимо этого, Кремль, возможно, не будет спешить в этом вопросе, потому что он понимает, что в современном мире у него меньше влияния, чем это было в советское время, а использование своего права вето в Совете Безопасности обеспечивает ему внимание и уважение. Если бы Россия сразу согласилась с призывами применить силовое воздействие, то она рисковала бы стать просто еще одной страной, поддерживающей Соединенные Штаты. Чувство самоуважения Кремля - в этом почти нет сомнений - не позволит это сделать.

Российский министр иностранных дел Сергей Лавров уже, как представляется, позиционирует Россию таким образом, чтобы можно быть отказаться от поддержки той позиции, которая была изложена в выступлениях господина Медведева.

Когда господина Лаврова спросили относительно сделанного в пятницу Соединенными Штатами, Великобританией и Францией заявления о том, что Иран отказался предоставить сведения о секретном заводе по обогащению урана, то он заявил, что нет оснований говорить о том, что Иран сделал что-то неправильно. Он также подчеркнул, что сейчас было бы преждевременным говорить о необходимости введения новых санкций.

'Насколько я понимаю, пока нет ясности относительно правовых вопросов', отметил господин Лавров.

Он также пожаловался на то, что западные державы заблаговременно не проинформировали Россию об обнаружении разведывательными ведомствами этих стран нового завода по обогащению урана.

Наиболее влиятельный российский лидер - премьер-министр Владимир Владимирович Путин, склонный занимать более жесткую позицию в отношении США, - в последние дни не сделал никаких заявлений по вопросу о санкциях.

Вместе с тем, в целом отношение Москвы к Соединенным Штатам в последние месяцы потеплело - в значительной степени это объясняется настойчивым желанием президента Обамы 'перезагрузить' отношения с Россией, что в конечном итоге может сыграть решающую роль.

Решение господина Обамы об отказе от размещения элементов противоракетной обороны в Восточной Европе, предложенного администрацией президента Буша (Bush), произвело сильный стимулирующий эффект. Кремль рассматривал эти планы как прямую угрозу России, хотя Соединенный Штаты и заявляли о том, что система ПРО в Европе направлена на защиту от нападения со стороны таких государств как Иран.

Господин Медведев регулярно на прошлой неделе положительно оценивал действия Обамы и проводил сравнение с напряженными отношениями между Москвой и Вашингтоном в последние годы правления президента Буша. Официальный представитель администрации президента Обамы привел в качестве примера последние заявления Медведева и отметил, что попытки привлечь Москву к решению этого вопроса начинают приносить плоды, и все это может привести к конкретным действиям против Ирана.

'У нас, конечно, есть разного рода сомнения относиться действий Ирана', заявил господин Медведев на прошлой неделе. 'Если все возможности воздействовать на эту ситуацию будут исчерпаны, то можно будет рассмотреть и вопрос о международных санкциях'.

'Иногда другого выбора просто нет', добавил он.

Россия заявила, что она не хочет того, чтобы Иран получил в свое распоряжение ядерное оружие, однако она также выразила сомнения по поводу утверждений Запада о прогрессе Ирана в ядерной области. Хотя Россия и не является крупнейшим торговым партнером Ирана, тем не менее Москва продает Ирану военную технику, а также строит в этой стране атомную электростанцию.

Очевидно, что Россия рассматривает возможные санкции против Ирана не как исключительно иранский вопрос, а как один из актуальных вопросов в своих отношениях с Вашингтоном. Россия ведет переговоры о заключении договора о сокращении стратегических ядерных вооружений и ее беспокоит возможное расширение НАТО за счет включения в этот альянс таких бывших советских республик как Украина и Грузия.

Если решение этих вопросов будет устраивать Кремль, то он будет проявлять большую готовность к более жестким санкциям.

'Для России Иран - это очень хорошая козырная карта', отметил старший научный сотрудник московского Центра стратегических и международных исследований Владимир Сотников. 'Вот почему я не думаю, что в настоящий момент Россия будет готова полностью поддержать серьезные новые санкции'.

Принятие решение по этому вопросу осложняет еще и Китай, который также выступает против применения санкций и имеет право вето в Совете Безопасности. Кремль может публично демонстрировать большую степень свободы по вопросу о санкциях - в знак благодарности господину Обаме за отказ от размещения элементов ПРО в Восточной Европе, - прекрасно понимая, что Китай не изменит свою позицию.

Китай имеет большой объем торговли с Ираном, и его скептические комментарии в пятницу после объявления данных о новом заводе по обогащению урана свидетельствуют о том, в какой степени он может быть настроен против санкций.

В то же самое время, Китай может почувствовать, что Россия занимает более податливую позицию, и тогда китайцы могут изменить свое отношение к этому вопросу, поскольку они не захотят оказаться в изоляции.

Критика господина Медведева в адрес Ирана на прошлой неделе усилила давление на руководство этой страны перед началом переговоров в четверг в Женеве между Ираном, Соединенными Штатами и пятью другими государствами, включая Россию.

И, тем не менее, эксперты в Москве в своих комментариях в выходные дни не были уверены в том, что Кремль готов поддержать силовые меры против Ирана, хотя они этого и не исключали.

Комментатор государственной радиостанции 'Голос России' и один из ведущих специалистов в этой стране по Ирану Владимир Сажин отметил, что Россия рассматривает Иран как ключевого партнера по региональным вопросам, и это следует принимать в расчет. После сомнительных президентских выборов в Иране в июне этого года Медведев, тем не менее, поздравил президента Махмуда Ахмадинежада (Mahmut Ahmadinejad).

Обе страны имеют выход к Каспийскому морю и территории в горах Кавказа. (У Советского Союза была граница с Ираном, но теперь Россия удалена от нее примерно на 100 миль, и теперь эти две страны разделяет еще одна бывшая Советская Республика Азербайджан). Как Россия, так и Иран пытаются не допустить появления в этом регионе военных баз НАТО.

Господин Сажин отметил, что Россия была удовлетворена тем, что Иран не ставил под сомнение действия России в Чечне - мусульманском регионе на Кавказе, где федеральные власти провели две жестокие военные кампании для подавления сепаратистского мусульманского сопротивления.

'Политики в Кремле пришли к выводу о том, что они не хотят осложнять отношения с Ираном, исходя из интересов России в этом регионе', подчеркнул господин Сажин.

Господин Сажин также отметил, что он не будет удивлен, если президент Медведев продолжит намекать на то, что он занимает открытую позицию по вопросу о санкциях, и это в большой степени объясняется тем, что российское руководство понимает, что Китай, скорее всего, не изменит свою позицию, а Иран найдет способ продолжить дискуссию.

'Кремль может теперь вести хорошую игру, потому что он знает, что все это, скорее всего, не даст никакого результата'.

__________________________________________________________

Обсудить публикацию на форуме