На Ближнем Востоке Китай и Соединенные Штаты рискуют придти к серьезным разногласиям по вопросам, связанным с нефтью и влиянием, считает бывший специальный представитель Пекина по региону. По его мнению, Китаю следует укреплять связи с Ираном и другими странами, экспортирующими энергоносители.
Сунь Бигань (Sun Bigan) был специальным представителем Китая по Ближнему Востоку до прошлого марта. В своей новой статье он пишет, что попытки президента США Барака Обамы наладить отношения с исламскими странами Ближнего Востока являются лишь тактическими мерами и не отменяют возможности столкновения в регионе Пекина и Вашингтона.
Энергетическая безопасность Китая находится под серьезной угрозой, так как он все сильнее зависит от импорта нефти, причем в первую очередь с нестабильного Ближнего Востока, влияние Пекина на который весьма ограничено, полагает Сунь.
'США всегда стремились контролировать нефтяную трубу. Сейчас США и Китай сотрудничают, однако одновременно между ними продолжает идти борьба. К тому же США всегда смотрели на нас как на потенциального врага', - указывает он в своей статье, которая была опубликована в сентябрьском выпуске 'Asia & Africa Review', дошедшем на этой неделе до подписчиков.
'Обоюдные ссоры и стычки остаются неизбежными. Энергетические интересы и соображения безопасности не позволяют нам ослабить бдительность по отношению к антагонизму на Ближнем Востоке', - пишет Сунь в журнале, издающемся на китайском языке крупным государственным Центром исследования развития при Госсовете КНР.
Статья Суня была написана до последнего скандала в связи с ядерными амбициями Китая, заставившего Запад вновь потребовать от Пекина дистанцироваться от Тегерана и поддержать санкции.
Китайское министерство иностранных дел призвало все заинтересованные стороны проявить сдержанность в преддверии переговоров между Ираном и пятью постоянными членами Совета безопасности ООН вкупе с Германией, которые должны состояться в четверг в Женеве. В состав Совета безопасности ООН входят Соединенные Штаты, Россия, Британия, Франция и Китай.
Сунь, работающий сейчас в государственной структуре, занимающейся укреплением связей с Азией и Африкой, не был напрямую причастен к переговорам по иранской ядерной программе, однако был послом Китая в Иране, а также в Саудовской Аравии и Ираке.
В среду нам не удалось связаться с ним.
Прямое предостережение
Необычно прямое предостережение, прозвучавшее со стороны бывшего высокопоставленного дипломата, указывает на то, что реакция Китая на конфронтацию Запада с Ираном диктуется беспокойством насчет нефти, влияния и безопасности.
'Как сейчас, так и в будущем, Ближний Восток должен быть нашим основным направлением для импорта нефти и развития сотрудничества в нефтяной сфере', - утверждает Сунь. По его словам, Китаю следует сконцентрироваться на укреплении торговли с Саудовской Аравией, Ираном и Оманом.
Вашингтон будет стараться сохранить контроль над иракской нефтью, пишет он, однако 'у Ирана богатейшие энергоресурсы, в частности он обладает вторыми по величине в мире резервами нефтяного газа, и все это в основном находится целиком под его контролем'.
'Нефтяной газ' - это природный газ, получаемый из нефтяных месторождений.
Первые восемь месяцев этого года, Иран занимал третье место среди внешних источников, поставляющих нефть Китаю. Объем его поставок составил 17,2 миллиона тонн, что на 14,7 процентов больше прошлогодних поставок за аналогичный период. Первое и второе места занимали Ангола и Саудовская Аравия.
Импорт Китаем иранских нефти и газа сдерживают американские санкции, коммерческие запросы Ирана и неуверенность самого Китая, считает Сунь. При этом поставки из Ирана могут резко сократиться, если власть в Тегеране перейдет к силам, которые будут лучше относиться к Вашингтону, предполагает он.
'Новая ближневосточная политика Обамы - лишь тактический ход, менять свои глобальные цели и отказываться от преобладания США не могут и не будут'.