Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Может ли Иран положить начало еще одному Карибскому кризису?

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПрезидент Венесуэлы Уго Чавес во время выступления перед студентами
Президент Венесуэлы Уго Чавес во время выступления перед студентами
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Однако мир, и в особенности Соединенные Штаты, по-прежнему могут научиться на ошибках, допущенных, когда ядерная программа Ирана не была остановлена вовремя. Марш Ирана к атомарному делению вызывает не меньшее беспокойство, чем его готовность поделиться этой технологией с правительством Уго Чавеса.

Иран уже приблизился к своей цели стать ядерной державой. Представители иранского правительства четка и ясно дали понять: ядерная программа их страны не является базарным товаром, за который можно торговаться. Никакие санкции, предложения обмена или угрозы в случае неподчинения не склонили Тегеран к обмену.

Отсюда и гнев в Вашингтоне, Лондоне, Париже и Берлине - на этот раз его причиной стало иранское сообщение МАГАТЭ о том, что страна строит объект по обогащению урана рядом со святым городом Кум. Иранские чиновники ответили, изображая непонимание, что они выполняют обязательства в рамках международных соглашений вовремя, хотя правила МАГАТЭ, которые Иран аннулировал в одностороннем порядке, требует, чтобы уведомление было сделано до начала строительства.

Конечно, в эту эпоху высокотехнологичного слежения правительство США знало о существовании объекта с тех пор, как строительство предположительно началось в 2005 году - хотя сообщения из Ирана указывают на то, что начало проекту было положено еще в начале 1990-х, и что иранцы получили помощь из Китая. Так что некоторые, если не все, разведывательные службы других постоянных членов Совета безопасности ООН также знали об этом.

Вашингтон надеялся, что эта информация будет сохранена в тайне и использована для проверки того, как Иран выполняет свои обязательства в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия и дополнительных протоколов. Однако Иран сделал первый шаг, уведомив МАГАТЭ прежде, чем иранский президент Махмуд Ахмадинежад выступил перед Генеральной ассамблеей ООН, а президент США Барак Обама смог убедить Совет безопасности ООН принять резолюцию, призывающую Иран к нераспространению и разоружению.

Единый фронт

Выступая в Питтсбурге на саммите 'большой двадцатке', лидеры США, Великобритании и Франции пожурили Иран за раскрытие еще одного ядерного комплекса и выразили обеспокоенность тем, что его деятельность будет направлена на программу вооружений.

Президент Ирана ответил тем, что предупредил этих западных государственных мужей о том, что они пожалеют о своих враждебных словах, и заявил, что объект будет производить исключительно низкообогащенный уран для мирных целей. И в самом деле, еще до того, как администрация Обамы раскрыла СМИ информацию о том, что Иран строит объект по обогащению урана в Куме, Ахмадинежад объявил, что Иран будет стремиться купить высокообогащенный уран у постоянных членов Совета безопаности ООН - предположительно, для изотопных и медицинских исследований. Одновременно, Иран и Венесуэла объявили о сотрудничестве, призванном содействовать зарождающейся ядерной программе последней в рамках Договора о нераспространении.

Несмотря на попытки со стороны Группы 5+1 (Великобритания, Китай, Франция, Россия, Соединенные Штаты и Германия) выступить единым фронтом против Ирана, французы уже проявляют неуверенность по поводу предложенных санкций на экспорт переработанного ядерного топлива в Иран. Об этом на заседании Генеральной ассамблеи ООН заявил министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер (Bernard Kouchner). На встрече 'большой двадцатки' российский президент Дмитрий Медведев заявил, что санкции - это не лучший способ добиться результатов, несмотря на надежды США, что Россия присоединится к санкциям после того, как Вашингтон отменил решение по размещению систем ПРО в Центральной Европе. Представитель Министерства иностранных дел Китая дал понять, что Пекин не присоединится к инициативе США по введению санкций.

Западу было заявлено, что Иран 'никогда не будет вести переговоры' по поводу своих ядерных 'прав', и что он рассматривает переговоры с группой 5+1 как шанс поговорить о 'глобальных вызовах'. Иран неоднократно четко озвучивал свою позицию - через широкое освещение в прессе его предложений, сделанных накануне встречи, и через многочисленные публичные заявления Верховного лидера Али Хаменеи, президента Ахмадинежада и министра иностранных дел Манушера Моттаки (Manuchehr Mottaki).

Выученные уроки

Так что переговорщики могут, как следует, постараться, когда переговоры группы 5+1 с Ираном начнутся в Женеве 1 октября, но им вряд ли удастся убедить Тегеран отказаться от статуса ядерной державы.

Давайте также не забывать, что Иран вынес свои уроки из израильского авиаудара, нанесенного по иракской АЭС в 1981 году. С момента начала своей собственной ядерной программы Тегеран предпринял тактические шаги, направленные на то, чтобы гарантировать, что военные удары будут неэффективны. Расположив многочисленные объекты рядом с крупными населенными пунктами, Иран поставил Запад в неудобное положение, когда может пострадать невинное гражданское население.

Более того, окно для ограниченного, но по-настоящему эффективного первого удара по ядерным объектам Ирана, было закрыто в уходящие дни президентства Джорджа Буша-старшего и первые годы президентства Билла Клинтона. После середины 1990-х стало уже невозможно достичь целей Запада, нанеся авиаудары по начинающейся ядерной программе за один или два дня.

Теперь, даже если его ядерные объекты подвергнутся нападению и будут серьезно повреждены, у Ирана есть знания, опыт и возможности восстановить свою программу в течение 5-10 лет. Иран несомненно выйдет из Договора по нераспространению и запретит наблюдателям МАГАТЭ следить за его усилиями по восстановлению. Иран сможет отомстить, заблокировав Персидский залив, через который проходит 20 процентов мировых поставок сырой нефти. Он может предпринять ракетные удары по вооруженным силам США и Великобритании, находящимся в странах Персидского залива, в Ираке и Афганистане, а также может нанести удар по Израилю.

Даже не блокируя поставки нефти или напрямую атакуя Запад и Ближний Восток, Иран может действовать через Хамас, Хезболлу или даже объединить свои усилия с Аль-Каидой, что приведет к долгосрочному конфликту.

Конгресс США и американская общественность хотят покинуть Ирак и Афганистан. Перспектива необходимости удвоить усилия в этих двух странах, чтобы предотвратить неприятности, раздутые правительством Ирана, а также перебросить дополнительные силы в район Персидского залива, чтобы гарантировать бесперебойную поставку нефти и газа, будет крайне нежеланной, если не сказать неприемлемой.

Арьергардный бой?

В конце концов, лишь немногие государства - Соединенные Штаты, Израиль, Великобритания, Франция и Германия - по-настоящему волнуют негативные последствия ядерного потенциала Ирана. Большинству остальных стран просто наплевать на эту проблему.

И в самом деле, русские и китайцы сыграли свою роль, поддержав атомные и военные исследования Ирана. В результате, правительство Ахмадинежада знает, что вероятность санкций или военного удара невелика. Более того, Тегеран даже не волнуют последствия этих действий.

Так что, несмотря на вопли негодования со стороны некоторых участников группы 5+1, наиболее вероятно, что мир примет Иран в систему взаимно-гарантированного уничтожения. Протестирует ли Иран ядерное оружие или нет - это будет спорным вопросом. Сегодня Тегеран уже слишком далеко продвинулся на пути к разработке ядерного топлива, боеголовок и технологий детонирования, а также баллистических систем доставки, чтобы его мог остановить внешний мир.

Недавно проведенный опрос общественного мнения показывает, что многие иранцы считают, что развитие атомной энергии принесет стране преимущества, особенно учитывая тот факт, что со временем нефтяные запасы страны подойдут к концу. Те же данные показывают, однако, что большинство иранцев не видят никаких выгод от владения ядерным арсеналом. Поэтому, похоже, что политические изменения, происходящие в самом Иране, по инициативе иранцев, которые понимают, что атомная энергия может быть полезной, в то время как ядерное оружие нет, могут изменить курс, проводимый действующим правительством в Тегеране.

Однако мир, и в особенности Соединенные Штаты, по-прежнему могут научиться на ошибках, допущенных, когда ядерная программа Ирана не была остановлена вовремя. Марш Ирана к атомарному делению вызывает не меньшее беспокойство, чем его готовность поделиться этой технологией с правительством Уго Чавеса в Венесуэле, которая находится по соседству с Соединенными Штатами.

Возрождая тени Карибского кризиса, Ахмадинежад, его авторитарный режим и союзники прекрасно знают, за какие ниточки дергать Вашингтон. При наиболее неблагоприятном сценарии правительства США сможет сосуществовать с ядерным Ираном.

Но сможет ли Вашингтон политически принять существование еще одной страны с ядерным оружием на американских континентах?

Джамшид Чокси является специалистом по Ирану, Центральной Евразии, Индии и мусульманскому миру, профессором и бывшим директором программы ближневосточных исследований в Университете Индианы и членом Национального совета по гуманитарным наукам. Мысли, выраженные в этой статье, принадлежат автору, и необязательно выражают мнение RFE/RL.