Китай вовсе не заинтересован в ужесточении санкций, которыми западные лидеры угрожают Ирану из-за его ядерной программы, и, скорее всего, наложит вето на любые усилия ООН наложить более суровое эмбарго, даже если переговоры между членами Совета безопасности ООН и Ираном, начавшиеся в четверг, закончатся плохо.
'Мы поддерживаем. . . надлежащее решение иранской ядерной проблемы с помощью переговоров', - заявила во вторник представительница китайского МИДа Цзян Юй (Jiang Yu). До этого, на прошлой неделе, она заявила, что 'Китай всегда считает, что нельзя использовать санкции и давление'.
'Китай не поддержит [санкции], - предсказывает Виллем Ван Кеменаде (Willem van Kemenade), научный сотрудник нидерландского Института международных отношений и автор готовящейся к публикации книги, посвященной китайско-иранским связям. - Это одновременно вопрос и энергетической взаимозависимости и дело принципа для Пекина'.
'По-прежнему существуют дипломатические способы решить эту проблему, - добавляет эксперт правительственной китайской Академии социальных наук Тао Вэньцзяо (Tao Wenjiao). - У нас по-прежнему есть время принять другие меры, чтобы решить ее'.
Это отношение служит дурным предзнаменованием для западных надежд наложить на Тегеран жесткие санкции, если он не согласится обсуждать приостановление своей ядерной программы, которую обвиняют в том, что она предназначена для создания ядерного оружия.
Иран не собирается отказываться от этой программы, настаивая на том, что она предназначена исключительно для мирных целей. На прошлой неделе Тегеран открыл информацию о существовании второго, ранее не объявленного объекта по обогащению урана, расположенного рядом с городом Кум.
Причины, по которым Пекин выступает против санкций
У Пекина есть как политические, так и экономические причины выступать против дальнейшего закручивания гаек Ирану.
Хотя в 2006 и 2007 году Китай проголосовал за санкции ООН против Ирана, Пекин сделал все возможное, чтобы лишить их остроты, частично потому, что всегда выступал против использования санкций в качестве дипломатического оружия.
Последние двадцать лет Пекин и сам является объектом эмбарго на поставки западного оружия, и, как говорит г-н Ван Кеменаде, Китай 'рефлекторно и автоматически выступает против санкций'.
Одновременно Китай импортирует почти 15 процентов от общего объема потребляемой сырой нефти из Ирана, и недавно начал продавать бензин в Иран, страдающий от недостатка нефтеперерабатывающих заводов.
Намеки на то, что Саудовская Аравия могла бы поставлять в Китай сырую нефть, чтобы заменить иранские поставки в случае нефтяного эмбарго, вряд ли, станут ответом на возражения Пекина.
Многомиллиардные нефтяные и газовые сделки
В этом году государственные нефтяные компании Китая подписали три многомиллиардные сделки на разработку нефтяных и газовых месторождений Ирана, в то время как Китай стремится захватить стратегический контроль над ресурсами, еще не попавшими под контроль западных нефтяных компаний.
'У Ирана обильные энергетические ресурсы, его запасы природного газа - вторые по величине в мире, и все это практически находится под контролем государства', - написал в свежем номере журнала Asia and Africa Review, выпускаемого известным правительственным 'мозговым центром', бывший посол Китая в Тегеране Сунь Бигань (Sun Bigan).
В этом году Китай также стал партнером предполагаемого трубопровода, который будет нести газ из Ирана в Пакистан. Теперь, когда Индия вышла из проекта, трубопровод будет нести газ на север из Пакистана в Китай, что указывает на стратегическое видение Пекина в том, что касается его будущих энергопоставок.
До сих пор, Китай пользовался поддержкой коллеги по Совету безопасности ООН, России, которая также выступала против суровых санкций, как против Ирана, так и против Северной Кореи. Заявление, сделанное президентом России Дмитрием Медведевым на прошлой неделе, когда он сказал, что санкции 'иногда неизбежны', намекает на то, что Москва, возможно, меняет свою позицию по этому вопросу.
Это оставило бы Китай в изоляции в Совете безопасности, но в последние дни российские чиновники, похоже, пытаются отказаться от слов г-на Медведев.
В любом случае, как говорит доктор Тао, 'Китай не обязательно примет российскую позицию. Нет веских доказательств того, что программа Ирана направлена на создание ядерного оружия, и пока таких доказательств нет, Китай не будет поддерживать жесткие санкции'.