Аналитики Института современного развития (ИНСОР) во главе с Игорем Юргенсом пишут для Дмитрия Медведева доклад "Россия XXI века: образ желаемого завтра", в котором предлагают новую стратегию развития страны.
Первой сообщила об этом "Независимая газета" со слов советника ИНСОРа Никиты Масленникова. По мнению наблюдателей, Юргенс является неформальным советником президента и представляет либеральное крыло Кремля.
Масленников уверен, что экономический кризис завершится к середине 2010 года, и надо уже сегодня думать, как жить дальше. По мнению авторов доклада, демократия в России должна насаждаться сверху.
Другие российские эксперты полагают, что о какой-либо корректировке курса, а уж тем более о повороте в политике Кремля говорить рано.
Состязательная демократия
Доклад состоит из пяти разделов, посвященных экономике, социальной сфере, политической системе, безопасности и военной реформе и положению России в мире.
Самой примечательной обозреватели нашли третью главу документа.
В настоящее время, по мнению многих, политической доктриной Кремля является концепция суверенной демократии, которую связывают с именем заместителя главы президентской администрации Владислава Суркова.
Она никогда не принималась в качестве официального документа, и ее содержание подробно не раскрывалось. Аналитики, изучающие высказывания и действия представителей российских верхов, видят ее главную идею в том, что страна должна не копировать западную модель, основанную на политической конкуренции и разделении властей, а, в духе вековой традиции, делать ставку на сильную центральную власть и национальное единство.
В июле 2006 года, еще не будучи "преемником", Медведев критически высказался об этом термине.
"Если к слову "демократия" приставляются какие-то определения, это создает странный привкус", - заявил он в интервью журналу "Эксперт".
По мнению авторов доклада ИНСОРа, главным тормозом развития России является политический и экономический монополизм. На смену "суверенной" демократии должна прийти "состязательная".
"Суверенная [демократия] была необходима на определенном историческом отрезке времени. В условиях террористических атак и антитеррористической операции в Чечне она была оправданна. Но сегодня ее недостаточно, она не годится для поступательного развития", - считает Масленников.
Необходимо "дать толчок для развития достаточно гибких институтов гражданского общества, способных быстро реагировать на современные вызовы", - говорит он.
Коллега Масленникова, директор общественно-политических программ ИНСОРа Борис Макаренко, сообщил, что, по мнению авторов доклада, демократия в России должна насаждаться сверху. Страна, по его словам, "наелась революцией".
"Все масштабные модернизации в человеческой истории задавались сверху. Демократия рождается в таком процессе, в котором элита учится конкурировать и существовать, не убивая друг друга и не нанося друг другу таких поражений, которые тянули бы страну назад или ее разваливали".
Насколько это серьезно?
Российские эксперты по-разному относятся к идеям ИНСОРа, но едины в том, что о повороте в политике Кремля говорить рано.
Главный редактор информационного агентства "Регнум", в прошлом высокопоставленный сотрудник администрации президента РФ Модест Колеров сказал в интервью Би-би-си, что шансы на реализацию имеют те проекты, которые разрабатываются по указанию президента, а не в инициативном порядке.
"Нет никаких шансов, чтобы это было принято в качестве официальной доктрины. Они много чего разрабатывают", - заявил он, назвав усилия ИНСОРа "интеллигентской попыткой создать всеобщую теорию всего".
По мнению Колерова, главным в недавней программной статье Медведева "Россия, вперед!" является пассаж о недопустимости возвращения в 1990-е годы, так что либералы напрасно надеются на смену курса.
Колеров известен как "государственник". По его словам, Россия не только не нуждается в децентрализации, но ей даже "не хватает федеральной власти". Сотрудник Института экономики переходного периода Кирилл Рогов, напротив, полагает, что "в обществе, безусловно, не хватает политической и экономической состязательности". Но и он смотрит на перспективы "состязательной демократии" пессимистически.
"Хорошо, что варианты частичной осторожной либерализации прорабатываются, но практические перспективы мне кажутся весьма сомнительными и туманными. Принципиальные политические решения пока не приняты, и нет ощущения, что они будут приняты", - заявил он Би-би-си.
"Вся либеральная риторика Дмитрия Медведева является выпуском пара и не имеет отношения к реальному политическому процессу", - считает эксперт, в свое время охарактеризовавший нынешнего главу государства как "президента красивых слов".
Президент фонда "Новая Евразия" Андрей Кортунов, обсуждавший с "инсоровцами" их инициативу, считает ее очень актуальной, но высказывается осторожно.
"Эти идеи не так уж далеки от тезисов самого президента, изложенных в его интернет-обращении к народу. Я не думаю, что Медведеву нужно раскрывать глаза на ситуацию, которая у нас сложилась. Вопрос в наличии, во-первых, политической воли, и во-вторых, базы, на которую президент мог бы опереться", - заявил он Би-би-си.
По мнению Кортунова, ИНСОР как раз и занимается консолидацией такой базы, но пока без особого успеха. Российский средний класс политической активности не проявляет, и это делает президента заложником бюрократии.
"Опыт последних 10 лет показывает, что при отсутствии конкурентной политической среды любая система имеет тенденцию к окостенению, и эффективность ее снижается. Когда пытаются реализовать концепцию авторитарной модернизации, всякий раз выходит, что авторитаризм есть, а с модернизацией как-то не получается. Создание конкурентной политической среды важно не только с точки зрения абстрактных демократических идеалов, но и для практического развития в социально-экономической сфере", - говорит он.
"Мне представляется главной опасностью промедление в этой области и представление, что надо сначала решить какие-то экономические вопросы, а затем заняться либерализацией политической системы. Эти процессы должны идти параллельно".
Кортунов критикует коллег за то, что они, по его словам, "возлагают больше надежд на государство, чем на общество".
"Такое противопоставление не вполне корректно. Я не считаю, что в России полностью отсутствует гражданское общество. Хотя, конечно, это растение, которое нужно поливать и удобрять".
Политолог Станислав Белковский в интервью сайту Каспаров.Ru приветствовал введение понятия "состязательная демократия". Однако он считает, что нынешняя российская элита не готова, да и не хочет жить в условиях состязательности.
Как полагает Белковский, "уничтожение демократии в России было вызвано не злой волей Путина и окружавших его чекистов, а консолидированной волей элит, которые боялись, что могут быть поставлены под сомнение итоги приватизации 1990-х годов".
"При нынешней элите состязательной демократии не будет, необходима смена элит", - уверен он.
Безвластные советники
Многие российские правители – Екатерина II, Александр I и даже Леонид Брежнев - охотно слушали либералов, но следовать их советам не спешили.
Применительно к политике Медведева главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов ввел в политический лексикон слово "разморозка", поскольку об "оттепели", по его словам, говорить рано.
Наблюдатели отмечают, что речи и статьи нынешнего президента России по большей части выдержаны в либеральном духе. Он охотно говорит о свободе, приоритете независимой личности над государством, необходимости диалога с оппозицией, стремлении сделать Россию "демократической страной, лучшей в мире для талантливых, требовательных, самостоятельных и критически настроенных граждан".
Однако за 17 месяцев его пребывания у власти не произошло ни кадровых перемен в правительстве и президентской администрации, ни приватизации госмонополий, ни улучшения отношений с Западом, ни прекращения "дела ЮКОСа".
Когда речь заходит о реальных реформах, например, о восстановлении выборности губернаторов, Медведев высказывается в том духе, что время для этого еще не пришло.
Практические шаги в сторону либерализации - принятие законов о представительстве в Госдуме малых партий, новом порядке назначения губернаторов и формирования Совета Федерации, отклонение подготовленных правительством поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, позволявших, по мнению правозащитников, подвести любое сотрудничество с иностранными представителями под обвинение в измене, общение с народом через интернет-блог, интервью оппозиционной "Новой газете", освобождение Светланы Бахминой - по мнению наблюдателей, слишком незначительны, чтобы говорить не то что о смене - о корректировке курса.
Эксперты строят догадки, действительно ли Дмитрий Медведев мыслит одинаково с Владимиром Путиным, или могущественный премьер не позволяет ему развернуться.
Валерия Новодворская в свое время саркастически высказалась в адрес российских либералов, которые "уже шубы поснимали в ожидании медведевской оттепели".