В четверг, во время переговоров с Соединенными Штатами и другими крупнейшими державами, Тегеран согласился в ближайшие две недели открыть для международной инспекции свой завод по обогащению урана, расположенный рядом с городом Кум, и отправлять большую часть своего открыто задекларированного обогащенного урана за пределы Ирана, где его будут превращать в топливо для небольшого реактора, производящего медицинские изотопы. Об этом журналистам рассказали высокопоставленные американские и другие западные чиновники.
Главный переговорщик Ирана по ядерным вопросам Саид Джалили (Saeed Jalili) предварительно заявил в Тегеране, что едет на переговоры в Женеву с 'положительным подходом'.
Принципиальное согласие Ирана экспортировать большую часть своего обогащенного урана для переработки - если это действительно произойдет - станет большим достижением для Запада, так как урежет возможности Ирана по быстрому изготовлению ядерной бомбы, и даст дополнительное время для переговоров.
Однако, если у Ирана есть тайные запасы обогащенного урана, это достижение окажется пустышкой, признал высокопоставленный американский чиновник.
Чиновники описывают длинный день переговоров с Ираном, ставший первым подобным обсуждением, в которых США принимали полноценное участие, как скромный успех на длинном и сложном пути. По крайней мере, Иран, наконец, начал взаимодействовать с крупнейшими державами по поводу своей ядерной программы и согласился предпринять некоторые ощутимые шаги по укреплению доверия, прежде чем те же участники соберутся на еще одну встречу до конца этого месяца.
Но, несмотря на достаточно многообещающий результат, администрация Обамы приложила все усилия, чтобы не показать излишнего оптимизма, памятуя об иранской традиции двуличности, крутых мерах, предпринятых против своего собственного народа после запятнанных июньских президентских выборов, и беспокойстве президента Обамы о том, чтобы не выглядеть наивным или уязвимым для иранской стратегии отсрочек.
Выступая в Вашингтоне, г-н Обама назвал переговоры 'конструктивными', но предупредил Тегеран о том, что он готов быстро перейти к более жестким санкциям, если переговоры по поводу ядерных амбиций Тегерана затянутся.
'Мы не заинтересованы в разговорах ради разговоров, - сообщил г-н Обама, встретившийся с журналистами в комнате для дипломатических приемов Белого дома. - Если в ближайшее время Иран не предпримет шаги, чтобы оправдать свои обязательства, Соединенные Штаты не будут продолжать переговоры до бесконечности'.
Ранее Франция и Великобритания называли декабрь неформальным дедлайном, к которому Иран должен провести серьезные переговоры по остановке обогащения урана и начать в полной мере сотрудничать с МАГАТЭ. Американские чиновники говорят, что такое расписание 'в общем-то верно', но Иран продолжает настаивать, что у него есть право обогащать уран для своей, как он говорит, исключительно мирной программы.
Г-н Обама сказал, что Тегеран должен позволить международным инспекторам попасть на завод рядом с городом Кум в течение ближайших двух недель, и главный переговорщик Тегерана Саид Джалили согласился на это условие.
Директор МАГАТЭ Мохаммед Эль-Барадеи отправится в Тегеран в эти выходные, чтобы обсудить подробности и время инспекций, сообщили чиновники. Но американцы также хотят, чтобы Иран сотрудничал с инспекторами и предоставил доступ к сотрудникам и документам по заводу, расположенному рядом с городом Кум.
Помимо назначения даты для следующей встречи, еще одним практическим достижением четверговых переговоров стало принципиальное согласие Ирана - которое за этот месяц будет выработано экспертами в Вене - отправлять то, что американские чиновники называют 'большей частью' задекларированных запасов низкообогащенного урана в Россию и Францию, где его будут превращать в ядерное топливо.
Хотя американские чиновники отказались уточнить объем этих поставок, другие западные чиновники сказали, что речь идет о 1200 килограммах обогащенного урана, что составляет до 75 процентов от объявленных запасов Ирана. Хотя в стране могут быть и другие, спрятанные запасы обогащенного урана, подобный трансферт, если он произойдет, 'выиграет немного времени' для дальнейших переговоров, сказал высокопоставленный американский чиновник.
Учитывая оценки, согласно которым Иран произвел достаточно низкообогащенного урана для производства хотя бы одной ядерной бомбы когда-нибудь в будущем, резкое сокращение его запасов станет 'мерой по укреплению доверия, способной снять напряжение и выиграть нам пространство для дипломатического маневра', сказал чиновник.
Израиль, который больше других беспокоится о вооруженном ядерными ракетами Иране, был проинформирован о прошедшем обсуждении, сказал другой американский чиновник.
Иранский уран обогащается до 3,5-5 процентов, говорят чиновники; тегеранский реактор для производства медицинских изотопов, который в последний раз запускался с использованием произведенного в Аргентине ядерного топлива в 1993 году, нуждается в уране, обогащенном до 19,75 процента, что также является уровнем, недостаточным для производства ядерного оружия. Этот уран затем должен быть залит в металлические стержни для реактора.
Иран заявил МАГАТЭ, что топливо для тегеранского реактора потребуется ему до декабря 2010 года. Вашингтон и его союзники принудили агентство предложить Ирану топливо, но при условии, что оно будет сделано из иранского обогащенного урана. В четверг г-н Джалили дал принципиальное согласие по этому поводу.
Переговоры проходили между Ираном и пятью постоянными членами Совета безопасности ООН - Соединенными Штатами, Россией, Китаем, Великобританией и Францией - а также Германией. Переговоры проводились под руководством главы внешнеполитического ведомства Евросоюза Хавьером Соланой (Javier Solana).
Тон переговоров, прошедших недалеко от Женевы, был гораздо позитивнее, чем лишь неделю назад, когда Соединенные Штаты обнародовали существование завода по обогащению урана рядом с городом Кум и вместе со своими европейскими союзниками пригрозили Ирану новыми жесткими санкциями, если тот откажется прекратить свою программу по обогащению урана, которая, по их подозрению, используется для создания ядерного оружия.
'Это был день дорожки взаимодействия в нашей стратегии 'запасной дорожки'', - заявил высокопоставленный американский чиновник. Вторая дорожка этой стратегии - усиление санкций - будет обсуждаться лишь в том случае, если новый раунд переговоров потерпит неудачу.
После утреннего пленарного заседания участники отправились на обед, где продолжилось неформальное обсуждение, за которым последовали три часа неформальных двусторонних встреч. Одной из таких встреч стало 45-минутное совещание между главным американским дипломатом на переговорах, заместителем госсекретаря США Уильямом Бернсом (William J. Burns) и г-ном Джалили. За последние тридцать лет, это были самые высокопоставленные переговоры между США и Ираном.
Г-н Бернс поднял ряд вопрос, включая ядерный спор и завод рядом с Кумом, а также проблемы с защитой прав человека, в то время как иранцы высказали свое собственное беспокойство, включая необходимость избавить мир от ядерных бомб и доступ к мирной атомной энергии для всех.
На последовавшей пресс-конференции г-н Джалили назвал обсуждения 'хорошими переговорами, которые станут основой для лучших переговоров' и высказал удовлетворение готовностью участников встречи обсуждать иранскую повестку дня, которая включает в себя ядерное разоружение. Он опроверг предположения о том, что в Иране существуют и другие ядерные объекты, спрятанные от МАГАТЭ.
Многие дипломаты и аналитики считают, что завод рядом с городом Кум является лишь одним из ряда спрятанных объектов, построенных Ираном в дополнение к тем, существование которых он признал. Считается, что эти спрятанные объекты работают на военную программу страны.
Иран настаивает на том, что его ядерная программа проводится в исключительно мирных целях, и что в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия у него есть право на обогащение урана в мирных целях. Однако Тегеран регулярно обманывал ООН и МАГАТЭ по поводу своих ядерных объектов.
Несмотря на неопределенность, эксперты по ядерным вопросам приветствовали предварительные соглашения. 'Это показательно, - сказал Дэвид Олбрайт (David Albright), президент частной организации Institute for Science and International Security, отслеживающей распространение ядерных технологий. - Принципиальное согласие - это важно'.
Г-н Олбрайт сказал, что количество низкообогащенного урана, который будет вывезен из Ирана, также значительно. Запасы Ирана беспокоили некоторых инспекторов по вооружениям, которые боятся, что Тегеран может выйти из Договора по нераспространению ядерного оружия и провести дополнительное обогащение урана, чтобы превратить его в топливо для бомбы.
Новое соглашение покончит с этой перспективой - по крайней мере, в том, что касается урана, который будет экспортироваться.
Г-н Олбрайт предупредил, что сделка превратится в настоящее решение проблемы, лишь в том случае, если Иран расширит соглашение, с тем, чтобы оно включало в себя весь уран, который хочет обогащать Тегеран. 'Иран пошел на уступку, - сказал он. - Но она мало, что значит в долгосрочной перспективе, если только Иран не продолжит высылать свой уран из страны для обогащения'.