В 1926 году, в мирное время, Эдвин Джеймс написал в New York Times Magazine: “Из всех народов на земле, американцев любят меньше всего. Это один из способов сказать, что Соединенные Штаты Америки - это самая непопулярная страна в мире”.
Это должно помочь объективно оценить сегодняшнее американское беспокойство по поводу отрицательного международного общественного мнения. Репутация США в мире всегда была довольно низкой, и эта в целом отрицательная тенденция независима от того факта, что большинство стран мира праздновали победу президента Обамы, или от опросов общественного мнения, показывающих, что, по крайней мере, некоторым европейцам нравится лидерство г-на Обамы. Похоже, что общественное мнение меньше зависит от текущих событий или решений, чем от глубокой неприязни к впечатляющему статусу Америки.
Это помогает объяснить негативность (в основном в Западной Европе), которую Джеймс почувствовал в 1920-х годах. Один неофициальный социологический опрос того времени показал, что спустя лишь несколько лет после того, как Соединенные Штаты помогли Франции в войне против Германии, французы назвали Соединенные Штаты среди своих самых нелюбимых стран, даже позади Германии. Толпы французов устраивали демонстрации у посольства США и бросали камни в автобусы с американскими туристами.
Американцы были поражены. Разве французы не всегда нас любили, как показали их войска и кредиты, выданные в помощь Американской революции? И разве мы только что не послали им на помощь свои войска и кредиты? Почему французы так разъярены?
Ответ прост: крупные мировые державы притягивают зависть и неприязнь. Страны, как и люди, предпочитают, чтобы их считали щедрыми благодетелями, а не зависимыми иждивенцами - особенно, когда благодетелем становится страна, бывшая в свое время гораздо менее влиятельной.
Эта идея хорошо проиллюстрирована любопытной переменой, произошедшей в конце 1920-х и в 1930-х годах. По мере того, как Соединенные Штаты занимали все более изоляционистскую позицию, западноевропейское общественное мнение изменялось в лучшую сторону. Опросы, проведенные Gallup в 1939 году, показали, что даже в то время, как американцы старались не вмешиваться в войну в Европе, французская и британская общественность с большим отрывом называла Соединенные Штаты своим самым любимым иностранным государством.
После того, как мы присоединились к Британии и освободили Францию, общественное мнение опять изменилось. Опрос Gallup, проведенный в 1945 году, показал провал в добрых чувствах по отношению к Америке после освобождения, когда 54 процента французов высказали разочарование в Америке. Что касается Великобритании, то в своих эссе военного времени, написанных в конце 1943 года, Джордж Оруэлл (George Orwell) ломал голову над тем фактом, что в то время как британские чиновники тщательно старались только хвалить Соединенные Штаты, британская общественность относилась к янки крайне отрицательно.
Казалось бы, хотя бы план Маршалла, с помощью которого Соединенные Штаты предложили экономическую помощь для восстановления Европы после Второй мировой войны, должен был повлечь за собой рост в благорасположении. Но европейцы, похоже, были возмущены этими подарками: госсекретарь Дин Ачесон (Dean Acheson) был обеспокоен в то время растущими антиамериканскими настроениями в Западной Европе.
Конечно, сегодня отношение к Соединенным Штатам нельзя назвать полностью негативным, благодаря широко распространенной поддержке президента Обамы. Согласно недавнему опросу, проведенному Фондом Маршалла в Германии, положительная оценка Соединенных Штатов выросла в Европе до небес. Опрос Pew также показал, что одобрение Америки выросло во Франции до уровня в 75 процентов, а в Британии - до 69 процентов. Но на второй год правления Джорджа У. Буша сравнительные цифры по этим странам были на уровне 63 и 75 процентов, и мы все знаем, куда они упали потом. Вполне возможно, что все новые американские президенты поначалу получают от иностранного общественного мнения некий кредит доверия.
Учитывая эти противоречивые знаки, на какие опросы следует обращать внимание президенту Обаме - на те, которые указывают на одобрение его руководства, или же на более негативные оценки? Правильный ответ: ни на те, ни на другие. Его единственной заботой должен быть вопрос: поможет ли благоприятное общественное мнение за рубежом добиться собственных целей Америки - и надо сказать, что существует мало подтверждений того, что на этот вопрос есть положительный ответ.
Скорее, история подсказывает нам, что существует лишь один верный способ гарантировать популярность Соединенных Штатов за рубежом: сократить мощь Соединенных Штатов или просто не использовать ее - ни военным, ни экономическим и даже ни дипломатическим способом. Мир просто-напросто не доверяет большим парням, и единственный способ справиться с этим недоверием - это перестать вести себя как супердержава. Конечно же, гораздо лучший вариант - это поменьше обращать внимания на иностранные опросы мнения и побольше беспокоиться о наших собственных идеалах и интересах.
Джон Миллер - старший научный сотрудник Института Дискавери, бывший республиканский конгрессмен от штата Вашингтон, и бывший посол с широкими полномочиями по вопросам современного рабства.