Приднестровье готово войти в состав России в качестве региона, сказал лидер самопровозглашенной республики Игорь Смирнов.
По его словам, "республика как никогда близка к воссоединению с Россией".
С этим заявлением он выступил 2 октября на пресс-конференции, посвященной итогам его поездки в Цхинвали на празднование годовщины образования Южной Осетии.
Наблюдатели полагают, что Смирнов приурочил свои высказывания к предстоящему 8-9 октября саммиту СНГ в Кишиневе, однако сомневаются, что они получат реальное развитие.
"Мы готовы менять символику государства, а также выражаем готовность к вхождению в Россию", - заявил Смирнов.
Он фактически исключил возможность возвращения непризнанной республики в состав Молдавии, сказав, что позиция Приднестровья на любых переговорах о его статусе будет опираться на результаты референдума 17 сентября 2006 года.
В ходе состоявшегося тогда всенародного опроса около 97% жителей Приднестровья высказались за независимость и последующее присоединение к России.
Игра на противоречиях
Официальной реакции из Москвы пока не последовало. Анонимный источник в МИД РФ сказал корреспонденту газеты "Коммерсант", что "мы признаем территориальную целостность Молдавии и выступаем за то, чтобы вопрос о статусе Приднестровья решался в его переговорах с Кишиневом".
Директор российского Института стран СНГ Константин Затулин заявил Би-би-си, что "очень ценит и уважает желание людей, живущих на берегах Днестра, быть ближе к России". По его мнению, в Молдавии "не уважаются права Приднестровья на самобытность и самоуправление", однако "географические и геополитические обстоятельства трудно преодолеть одними желаниями".
"Приднестровье не граничит с Россией, и если у нас сегодня есть трудности в коммуникации с Калининградской областью, в принадлежности которой России никто не сомневается, то можно себе представить, какие трудности возникнут, если Россия пойдет навстречу воле приднестровского населения или хотя бы признает независимость ПМР. Возможны любые последствия, вплоть до попыток силового реванша, и России, с учетом позиции Украины, будет весьма сложно защищать интересы Приднестровья", - считает эксперт.
Затулин уверен, что "позиция Дмитрия Анатольевича [Медведева] на кишиневском саммите вряд ли будет отличаться от прежде заявленной: возможности для диалога не исчезли, Россия остается приверженной идее воссоединения Молдавии мирным путем".
Вице-премьер Молдавии Виктор Осипов, курирующий вопросы приднестровского урегулирования, заявил, что "идеи, провозглашаемые тираспольской администрацией, не новы и не имеют под собой никаких оснований для воплощения в жизнь".
"Есть общность сепаратизма Южной Осетии и Приднестровья, но нет ни малейшего повода считать, что в Молдове ситуация разрешится военным образом. Только путем переговоров мы будем приближаться к конечной цели - урегулированию приднестровской проблемы", - добавил Осипов.
Смирнов действительно не раз высказывался подобным образом. Однако, по мнению наблюдателей, в данный момент на него работают итоги парламентских выборов в Молдавии, где победили ориентированные на Европу либералы.
На своем брифинге лидер ПМР проводил параллели между "националистической политикой Грузии и Молдавии" и утверждал, что после прихода к власти коалиции "За европейскую интеграцию" в стране якобы возможна "новая волна" нарушений прав русскоязычных.
В связи с этим бывший молдавский посол в Москве, а ныне депутат-коммунист Владимир Цуркан заявил, что "политика, которую продвигает правящая коалиция, носит антигосударственный характер и играет на руку режиму в Тирасполе".
Проблема миротворцев
25 сентября, практически сразу после формирования нового правительства, премьер-министр Влад Филат призвал заменить российских миротворцев в Приднестровье международным контингентом.
Об этом же 30 октября заявил в Нью-Йорке постоянный представитель Республики Молдова при ООН Александр Кужба.
Правда, Филат вскоре уточнил, что вопрос о немедленном изменении формата миротворческой миссии в Приднестровье не стоит.
"Вывод иностранных войск из Молдавии - цель нынешнего кабинета. Но существуют реалии - действующий переговорный формат и действующая миссия миротворцев. Мы надеемся, что в рамках переговорного процесса мы придем к конечной цели", - сказал он.
В настоящее время в Приднестровье находятся Совместные миротворческие силы, в которые входят 335 российских военнослужащих (по другим данным - чуть больше четырехсот), 490 - приднестровских, 453 - молдавских и 10 военных наблюдателей от Украины.
Смирнов на брифинге заявил, что в принципе возражает против изменения формата миссии, и, напротив, призвал Москву дополнительно направить в регион тысячу своих военных.
При президенте-коммунисте Владимире Воронине Россия, не отказываясь от поддержки Приднестровья, выступала за его интеграцию с Молдавией в составе федерации или конфедерации при условии гарантий нейтралитета будущего государственного образования.
Хотя официальных заявлений подобного рода новые руководители Молдавии не делали, некоторые аналитики предполагают, что со временем в Кишиневе может возобладать линия на ускоренную интеграцию с Румынией без Приднестровья, и тогда замыслы Смирнова обретут шанс на воплощение в жизнь.
"Планы объединения с Румынией являются похоронным звоном по идее воссоединения двух частей бывшей Молдавской ССР. Объединение Молдовы с Румынией означает одновременно постановку вопроса о признании независимости Приднестровья, хотя вопрос о включении в состав России все равно останется за кадром", - полагает Затулин.
Российский пример заразителен
Часть экспертов объясняет демарш приднестровского лидера внутренними соображениями.
По их мнению, он не случайно заговорил на брифинге о необходимости продолжить "гармонизацию своего [приднестровского] законодательства с российским".
Глава непризнанной республики намеревается провести референдум по проекту новой конституции, которая напоминает российскую в плане наделения президента огромными полномочиями, но идет при этом дальше, разрешая одному и тому же лицу избираться на высший пост неограниченное число раз.
"Очевидна попытка Смирнова использовать Москву для продвижения своих интересов во внутриполитической борьбе", - заявил депутат парламента Молдавии от Демократической партии Андрей Попов.
По его мнению, Смирнов стремится продемонстрировать жителям Приднестровья, в основном настроенным в пользу интеграции с Россией, что "продвигает их интересы".
Эту точку зрения разделяет и Константин Затулин. Он связывает последнее выступление Игоря Смирнова "с процессами, которые идут в Приднестровье вокруг вопроса о преемственности власти, с конфликтом, который привел к отставке спикера парламента Приднестровья Евгения Шевчука".
"Унификация законодательства является поверхностным предлогом, поскольку, если дело в желании стать частью России, то Игорю Николаевичу [Смирнову] придется брать за основу для подражания не конституцию РФ, а уставы краев и областей, где прописаны существенно иные права руководителей регионов", - говорит политолог.
По мнению Затулина, стремление Смирнова не только остаться у власти, но и существенно перераспределить полномочия в свою пользу воспринимается в самом Приднестровье неоднозначно и "разделяет общество". Он сравнил действия главы непризнанной республики с перенапряжением металла, которое "не создает дополнительную гарантию прочности, а ослабляет конструкцию", хотя и оговорился, что происходящее в Приднестровье - его внутреннее дело.
68-летний Смирнов, бывший директор тираспольского завода "Электромаш" и депутат Верховного Совета Молдавской ССР, возглавляет непризнанную Приднестровскую республику с момента ее образования в сентябре 1990 года.