Назначив двух новых референтов, Дмитрий Медведев сделал шаг к тому, чтобы перетянуть кремлевское одеяло на себя.
Российский президент никого не уволил в ходе кадровых перестановок, однако в мрачном мире кремлинологии назначения посчитали важной новостью, свидетельствующей о растущей уверенности президента – о чем не замедлили сообщить средства массовой информации, намекая также на дальнейшие перестановки в государственном аппарате
Новый начальник референтуры Медведева Ева Василевская работала с ним и раньше, когда он был первым заместителем председателя правительства, и стала членом его референтуры с момента его прихода в Кремль. Она сыграет ключевую роль в подготовке текста самого значительного выступления Медведева в этом году - ежегодного обращения к Федеральному собранию, которое ожидается в конце октября или начале ноября.
В ближайшее время ожидается назначение консервативного политического обозревателя Алексея Чадаева референтом первого заместителя руководителя администрации президента Владислава Суркова, осуществляющего надзор за управлением внутренней политической машиной Кремля. Чадаев получил известность, подвергнув в январе идеологию Суркова резкой критике. Хотя это назначение еще не подтверждено, о нем трубят все московские газеты, имеющие тесные контакты с Кремлем, а источники в Кремле сообщили, что сейчас проводится проверка Чадаева по фактам его биографии.
По всей вероятности, кадровые перестановки свидетельствуют о выборе Медведевым нового идеологического вектора, направление которого будет отличаться от заданного его предшественником и наставником премьер-министром Владимиром Путиным, остающимся руководящей фигурой в российской политике. До настоящего момента Медведев сделал не слишком много собственных назначений - в основном, губернаторов, - так что его преимущественно окружают люди из бывшего аппарата Путина.
В связи с назначениями в прессе появилось множество сообщений том, что Джахан Поллыева, работавшая спичрайтером и у Владимира Путина, и у Бориса Ельцина, может покинуть Кремль из-за усиливающегося на нее давления. Однако одна осталась на должности помощника президента.
«Смена спичрайтеров – это довольно важное событие», - заявляет Дмитрий Бадовский, заместитель директора научно-исследовательского института социальных систем при МГУ. – «У спичрайтера – особая роль. Он более близок к внутреннему кругу, чем рабочая команда. Он тот, кому доверяешь. Медведеву нужен кто-то, чей язык совпадает с его внутренним языком».
С момента прихода к власти в прошлом году, Медведеву приходилось балансировать на грани. Поскольку российская конституция запрещает действующему президенту баллотироваться на третий срок подряд, в 2008 году Путин собственноручно выбрал Медведева в качестве своего преемника. Однако, даже стараясь не внести разлад в отношения с Путиным, нынешний президент делал все возможное, чтобы проявить себя как независимый политик.
В сентябре, Медведев опубликовал нечто вроде манифеста на сайте Gazeta.ru, призывая Россию стремиться к более современной экономике и более открытой политической системе. Статья была воспринята как скрытая критика политического зажима времен путинского президентства, продолжавшегося с 2000 по 2008 гг.
Оба политика высказали намерение баллотироваться на пост президента в 2012 году, что стало причиной распространения слухов о возможном расколе, который может усилиться, если Медведев наберет новую кремлевскую команду.
В среду московский ежедневник «Ведомости» предположил, что нечто подобное уже началось, поскольку, как сообщила газета, ссылаясь на «источник в Кремле», руководитель администрации президента Сергей Нарышкин, один из наиболее влиятельных кремлевских чиновников путинской эпохи, возможно, скоро покинет свой пост. Однако другой правительственный источник сообщил газете Financial Times, что это всего лишь «предположения».