Внимание президента Обамы привлечь непросто, если Вы не член Международного олимпийского комитета (МОК), не мяч для гольфа и не Дженнифер Лопес (Jennifer Lopez).
В последние недели он изрядно поработал на парниковый эффект, специально вылетев в Копенгаген, чтобы Олимпийский комитет смог продемонстрировать ему свое неуважение, проводил каждое воскресенье по пять часов на площадке для гольфа, охотно приглашал в Белый дом знаменитостей – Дж. Л. и Арнольда Палмера (Arnold Palmer) и болтал с Опрой Унфри (Oprah Winfrey) во время злосчастного копенгагенского визита.
Так как президент был чересчур занят развлечениями, генералу Стэнли Маккристалу (Stanley A. McChrystal), командующему международными силами в Афганистане, пришлось озвучивать свои тактические и стратегические соображения публично. Судя по всему, генерал Маккристал, смог обратить на себя внимание президента Обамы, только выступив в эфире «60 минут» и в известном лондонском аналитическом центре. Образно говоря, генерал, как матадор, начал махать красным плащом, в надежде, что бык, наконец, повернется и его заметит.
И бык заметил. После того, как на прошлой неделе генерал заявил, что за сто дней пребывания в должности он лишь однажды говорил с верховным главнокомандующим, г-н Обама беседовал с ним уже дважды: один раз в ходе закрытой телеконференции со своей командой национальной безопасности и один раз с глазу на глаз, пока президентский самолет летел в Данию. Перелет до Копенгагена продолжался семь часов. Из них общение г-на Обамы с генералом Маккристалом заняло 25 минут.
Сообщается, что в ходе последнего разговора произошел откровенный обмен мнениями. Это, вероятно, означает, что генерал Маккристал снова затребовал еще 40 000 солдат, чтобы выполнить заявленные цели – уничтожить «Аль-Каиду», отбросить талибов и стабилизировать Афганистан, а г-н Обама снова попросил время на раздумье. Кроме того, президент, вероятно, велел командующему держать язык за зубами.
В своей лондонской речи генерал Маккристал с грубой прямотой ответил на вопрос о том, что будет, если не посылать в Афганистан подкрепления. Страна, сказал он, быстро превратится в «Хаосистан». Он резко отверг предложение вице-президента Джозефа Байдена-младшего (Joseph R. Biden Jr.) снизить военное присутствие и опираться в основном на беспилотники с ракетами. «Отвечу коротко: нет», - заявил он, когда его спросили, поддерживает ли он такую стратегию.
«Выжидание не обеспечит нам благоприятный исход. Ситуация не всегда будет выигрышной, общественная поддержка тоже конечна», – добавил он.
Говорят, что Белый дом публичное выступление генерала привело в «ярость». Некоторые комментаторы даже утверждают, что оно граничит с «нарушением субординации». Советник г-на Обамы по национальной безопасности генерал Джеймс Джон (James L. Jones) выразился осторожней, сказав: «В идеале, лучше, когда в армии советы даются по командной цепочке», а министр обороны Роберт Гейтс (Robert M. Gates) отметил, что генералам следует высказывать свое мнение президенту «откровенно, но не публично».
Г-н Гейтс и генерал Джонс правы в том, что касается формы подачи военными советов и рекомендаций своему штатскому главнокомандующему. Однако, если война уносит жизни американцев, а президент занят совсем другими вещами, генералам иногда приходится пользоваться необычными способами, чтобы заставить себя услышать.
Генералу Макккристалу можно простить резкость. У г-на Обамы было 10 месяцев на то, чтобы принять решение. Еще в январе, марте, июне (когда он назначил Маккристала) он неоднократно говорил, что у него есть «новая стратегия». Когда генерал понял, что ее не существует, он подготовил свою, которую и огласил на прошлой неделе.
Генерал Маккристал не может позволить себе терять время. Он отвечает за 100 000 солдат НАТО, в том числе 68 000 американцев. Они надеются, что он даст им стратегию, которая выиграет войну и позволит им вернуться домой живыми.
Он также понимает, что враги Америки видят наше бездействие и делают из него вывод, что у президента недостаточно мужества для долгой драки. Засада, которую талибы устроили на этой неделе, убив восемь наших солдат, совсем не случайна: враг видит, что нам не хватает решимости, и готов проявлять решимость сам.
Иран видит, что Америка колеблется и понимает, что он может отвлекать нас фальшивыми «уступками» и продолжать свою тайную ядерную программу, пока не получит бомбу. Северная Корея видит, что стоит ей испытать ядерную бомбу или захватить на границе пару американцев, как мы тут же склонимся и пойдем на мировую. Россия видит, что стоит ей надуть щеки, как мы сами разваливаем свой восточноевропейский «противоракетный щит».
Задерживать отправку подкреплений в Афганистан, пока там умирают американцы, значит сказать нашим врагам, что они могут победить, если будут достаточно упорны. Сильная Америка – лучшая преграда на пути хаоса и насилия. Слабая Америка гарантирует и то, и другое.
Увы, президент слишком занят национализацией здравоохранения, олимпийскими грезами и гольфом. У генерала Маккристала просто не было другого выхода – ему пришлось выступить публично, чтобы заставить президента вспомнить о реалиях войны и том опасном мире, в котором живут он, его солдаты и остальные из нас. Обязанность генерала – обеспечивать нашу безопасность от нападения. Плохо, что ему приходится напоминать г-ну Обаме о том, что на президенте тоже лежит такая обязанность.
Моника Кроули – радиообозреватель, ведущая телепрограммы «The McLaughlin Group», сотрудница телеканала Fox News.