Одной из худших идей по поводу Афганистана, услышанных нами в последнее время, было предложение пригласить в альянс русских. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что, спустя 20 лет после поражения СССР в этой стране, ключи от победы могут быть в руках Москвы. «Россия может предоставить вооружения и технику для афганских служб безопасности, - сказал г-н Расмуссен. – Россия может помочь с боевой подготовкой. Мы могли бы вместе рассмотреть вопрос того, как усилить взаимодействие с Россией». Тут требуется кое-что прояснить.
Советских Союз провел в Афганистане 10-летнюю противоповстанческую кампанию, вбившую один из гвоздей в гроб Империи зла. Зверства того конфликта вошли в легенду. Член афганского Совета по национальной безопасности указал газете The Washington Times на самое очевидное наследие советской войны в Афганистане: «около миллиона погибших и еще больше раненых». Это не те воспоминания, которые НАТО стоит возрождать.
Афганский народ никогда не считал советские усилия в Афганистане легитимными. Это самое важное различие между советской войной и текущим конфликтом. Несмотря на все разговоры о том, что имидж правительства Карзая пострадал из-за нарушений на последних выборах, это ничто по сравнению с той ненавистью, которую афганцы испытывали к коммунистическому правительству, приведенному к власти Красной армией в 1979 году. В этом состоял первородный грех советской войны, противоречие, которое они не так и не смогли преодолеть. Независимо от успехов на поле битвы, нелегитимность режима, который они поддерживали, сделала победу Советов невозможной.
Участие России в текущем конфликте станет PR-подарком для талибов, чьи лидеры впервые попробовали партизанскую войну на вкус, воюя против Советов, и для которых этот конфликт является основополагающим в их героической мифологии. Совместные усилия России и НАТО уничтожат последние остатки легитимности Запада в усилиях по построению государства в Афганистане. «Люди в целом отличают Запад от русских, - рассказал нам источник в Афганистане. – США и Европа помогали им против Советов, поэтому они считаются старыми друзьями». Если НАТО и русские объединят свои усилия, «талибы смогут напомнить людям о том, как русские относились к афганцам, попирали их религию и традиции. Это очень плохие воспоминания».
Россия уже дала коалиции право использовать свое воздушное пространство для поставок, и она может играть роль в общих усилиях, предоставляя деньги для финансовой помощи и материально-техническое обеспечение. Москва также заинтересована в том, чтобы остановить поток наркотиков, поступающий на север с афганских маковых полей. Но самая полезная роль России – это своим примером показать, как не надо поступать в Афганистане. Покидающий свой пост посол России в Афганистане Замир Кабулов недавно заметил, что Соединенные Штаты повторяют некоторые из важнейших ошибок, допущенных Советами, среди которых «пренебрежение к населению, неспособность установить тесное сотрудничество с местными сообществами, оставляя их на милость врагу».
Во время своей афганской войны Советы защищали только города, оставив сельскую местность на милость партизан, и совершая туда редкие вылазки по мере необходимости. Тем, кто выступает в защиту схожего подхода, состоящего из глухой обороны в укрепленных объектах и использовании беспилотных самолетов для контроля над террористами, следовало бы как следует изучить советский опыт в Афганистане. У него не было никакого счастливого конца.