Как и предполагалось, неожиданное решение Нобелевского комитета вручить премию мира президенту Бараку Обаме, вызвало во многих странах мира, включая и сами США, родину лауреата, недоумение и даже критику.
Оглядываясь назад, анализируя короткий отрезок времени, прошедший с момента избрания Обамы на высший государственный пост, трудно вспомнить какие-либо внушительные достижения, которые новый хозяин Белого дома может записать на свой счет в миротворческой сфере.
На фоне большого числа стоящих на международной повестке дня задач, которые Обама унаследовал от своего предшественника, и бесчисленного количества региональных конфликтов на планете, которые требуют неотложного решения, довольно несправедливо и даже нелогично давать какую-либо оценку его незавершенной деятельности.
Нобелевская премия, врученная Обаме, это скорее приз за надежду о мире, чем награда за миротворческие усилия. Члены Нобелевского комитета аргументировали свое решение следующим образом: крайне редко бывает так, что за столь короткий период одному человеку удается вселить в человечество надежду на лучшее будущее. В отличие от своего предшественника, Джорджа Буша-младшего, который верил в силовое решение проблем, Обама стремится добиться понимания с противниками, проявляя уважение к другой стороне и пытаясь выстраивать общие интересы. Он использует тактику мобилизации общественности в конфликтных регионах против радикальных движений и группировок. Так первый чернокожий президент в истории США приложил значительные усилия для восстановления нормальных отношений сверхдержавы с мусульманским миром.
Обама сам заявил в минувшую пятницу, что он расценивает присуждение ему Нобелевской премии мира, как "призыв к действию". В этой связи он особо отметил стремление разрешить палестино-израильский конфликт, чтобы оба народа смогли жить в мире и безопасности – каждый в своей стране. Сообщение о присуждении президенту США премии мира было передано в тот самый момент, когда его специальный посланник на Ближнем Востоке Джордж Митчелл завершил еще одну безрезультатную встречу с израильским премьер-министром Биньямином Нетаньяху. Переговорный процесс с палестинцами и Сирией все еще пребывает в глубоком застое. Умеренный лагерь среди палестинцев продолжает терять популярность. ХАМАС набирает силу.
В интервью газете Haaretz, опубликованном в минувшую пятницу, король Иордании Абдалла Второй предостерег, что отсутствие прогресса на переговорах о создании двух государств для двух народов, расширение еврейских поселений и нарушение статус-кво в Иерусалиме подталкивают ближневосточный регион к тяжелым временам. Король Абдалла сказал, что обязательства Барака Обамы разрешить палестино-израильские противоречия создало редкую возможность завершить взрывоопасный конфликт. Премия мира вручена Обаме в качестве поощрения продолжения его миротворческих усилий.