Присутствовавшие в Нобелевском зале в городе Осло были явно ошеломлены, когда норвежский комитет по присуждению премий объявил в прошлую пятницу, что Нобелевскую премию мира получит Барак Обама. И лишь когда объявление повторили на английском языке, аудитория заставила себя подобающе поаплодировать. Вполне понятно, почему люди были шокированы и изумлены. Премию мира обычно вручают тем, кто чего-то достиг, а не политическим руководителям, внушающим надежды на изменение мира к лучшему.
Большинство из нас ожидало, что такой чести удостоится человек, внесший большой вклад в обеспечение мира и свободы во всем мире. Не всем лауреатам удалось успешно реализовать свои устремления, но все они получили признание как люди мужественные и пошедшие на большой риск для себя.
Иногда награда впоследствии терпит фиаско, как было с израильтянами Ицхаком Рабином и Шимоном Пересом, разделившими Нобелевскую премию мира с лидером Организации освобождения Палестины Ясиром Арафатом за достигнутые в Осло соглашения. Спустя несколько лет Арафат прекратил мирные переговоры и развязал вторую интифаду.
Барак Обама исполняет обязанности президента США менее года. За это время он попытался укрепить международное сотрудничество, в том числе, путем проведения переговоров по ядерному разоружению. Он также произнес целый ряд запоминающихся речей по всему миру с целью улучшения имиджа Америки и завязывания диалога с некоторыми наиболее жестокими режимами.
Но все это не является достаточным основанием для вручения премии мира. Обаме на арене мировой политики предстоит еще многое доказать.
Это здорово, когда американский президент хочет, чтобы Соединенные Штаты играли более активную роль в мире. Но пока далеко не все получается так, как хочет Обама. Конфликт на Ближнем Востоке между израильтянами и палестинцами после войны в Газе стал еще более жестоким и запутанным. А мирный договор кажется как никогда далеким.
В Ираке усиливается иранское влияние, хотя оттуда начался вывод американских войск. Существует реальная опасность, что Ирак превратится в диктатуру под контролем Тегерана.
Тем временем, многое говорит о том, что Иран предпринял новые усилия по созданию ядерного оружия. Несколько недель тому назад выяснилось, что у него имеется ранее неизвестный ядерный объект.
Да и в Афганистане дуют отнюдь не попутные Обаме ветры. Прошло восемь лет после терактов 11 сентября, а талибы, похоже, лишь усилили свое влияние. Барак Обама провел конструктивные переговоры с Россией, но параллельно с этими обсуждениями кремлевские лидеры продолжают движение в направлении авторитаризма. Угроза соседним государствам увеличилась. Спустя год после войны российские войска по-прежнему остаются в Грузии, что является нарушением норм международного права.
Добавьте в этот список Северную Корею, которая недавно провела серию ядерных испытаний, и станет ясно, что состояние дел в мире плачевно.
Барак Обама за все это не несет большой ответственности, и вполне возможно, что картина не такая уж и мрачная, как кажется. Но количество существующих проблем само по себе говорит о том, что американский президент сталкивается с мощнейшими вызовами.
То, что норвежцы впали в эйфорию в связи с избранием Обамы, можно понять. Однако это никоим образом не оправдывает их решение. Наградив Обаму Нобелевской премией, норвежский комитет умудрился еще больше поднять и без того нереальные надежды, возлагаемые на американского президента. Своим решением норвежцы оказали плохую услугу как Обаме, так и Нобелевской премии мира.