23 сентября Конгресс создал так называемый "Российский кокус". Новое объединение американских законодателей носит двухпартийный характер, а председательствуют в нем члены палаты представителей республиканец Том Прайс (Tom Price) из Джорджии и демократ из Огайо Деннис Кусинич (Dennis J. Kucinich). Данный форум создан как никогда своевременно, поскольку нынешняя администрация уже пошла на односторонние уступки России в целом ряде областей. Это и противоракетная оборона, и переговоры по стратегическим вооружениям, и продажа российского оружия Ирану и Венесуэле.
Целью кокуса является улучшение отношений с Россией. Это весьма сложная задача, поскольку данной группе необходимо критически подходить к перекосам исполнительной власти США в ее политике по отношению к России. Начиная с января, администрация в приоритетном порядке рассматривает вопросы, связанные с продлением договора по сокращению стратегических вооружений (СНВ). Она торопится завершить всю работу до того, как в декабре завершится срок действия этого договора.
В попытке протолкнуть новый договор СНВ и заручиться поддержкой Москвы по Ирану администрация отказалась от планов развертывания системы противоракетной обороны в Центральной Европе. Президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин прикарманили сделанные уступки, усмехнулись и потребовали новых вознаграждений. Чехи и поляки обеспокоены тем, что эти уступки автоматически означают согласие с полномочиями и властью Кремля в "сфере привилегированных интересов" России, как выражается ее президент.
Нет никаких гарантий, что президент Обама своим политическим гамбитом добьется от России содействия по Ирану. Иранский вопрос, конечно же, существует отдельно от российского, однако Кремль смотрит на Тегеран как на геополитический клин, который можно вогнать между Соединенными Штатами и их союзниками из Персидского залива и с Ближнего Востока. Хотя Медведев не исключает полностью возможность введения санкций, Путин и его министр иностранных дел Сергей Лавров практически отвергли применение более суровых санкций против Ирана.
А президент Уго Чавес, тем временем, объявил, что Венесуэла закупит десятки российских танков, вертолетов и прочих систем вооружений на общую сумму в 2 с лишним миллиарда долларов, одновременно активизируя военные связи с Ираном. Такой антиамериканский и антидемократический альянс не сулит ничего хорошего Западному полушарию.
Существуют и более широкие геополитические озабоченности по поводу внешней политики США в Евразии. В конце июля вице-президент Джозеф Байден посетил Украину и Грузию. Байден вполне справедливо отверг претензии России на сферу влияния образца 19-го столетия. Однако он не стал говорить о проблемах национальной безопасности этих двух государств. Это весьма зловещий признак. В преддверии январских президентских выборов на Украине Кремль усиливает свое давление на Киев. Москва создает военные базы в Абхазии и Южной Осетии, а также поощряет сепаратистские настроения в русскоязычных регионах Украины. Россия со своим вмешательством может серьезно дестабилизировать восток Украины, а также попытаться отколоть от страны Крым.
Европа слишком медленно устраняет свою зависимость от российского газа, не торопясь прокладывать альтернативный трубопровод Nabucco из Турции на европейский континент. Чтобы облегчить сооружение Nabucco, Соединенные Штаты должны оказать политическую поддержку Турции, Азербайджану, Туркменистану, Казахстану и, возможно, Ираку. Та неизменная поддержка, которую Вашингтон оказывал идее прокладки трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, должна стать образцом для его участия в проекте Nabucco.
Те "пробные шары", которые недавно запустил геополитический гуру Обамы Збигнев Бжезинский, приводят в замешательство. В осеннем выпуске Foreign Affairs Бжезинский призывает заключить соглашение между НАТО и Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в котором доминирует Москва, а также создать совместный совет НАТО-ШОС (Шанхайская организация сотрудничества). Такие предложения, по сути дела, являются признанием российской сферы влияния в ее "ближнем зарубежье" в момент, когда Москва пытается вбить клин во взаимоотношения между членами НАТО.
Однако американо-российские отношения не безнадежны. Если Россия будет укреплять власть закона и бороться с коррупцией, экономические связи двух стран будут расширяться. Администрация может потребовать от Конгресса отменить поправку Джексона-Вэника, основным требованием при введении которой было разрешить свободную эмиграцию советских евреев. Данное требование выполнено уже давно. Поправку Джексона-Вэника следует отменить, чтобы Россия могла обрести статус PNTR (постоянные нормальные торговые отношения).
Но созданный кокус не должен допускать, чтобы администрация со своим стремлением подписать новый договор СНВ попирала основополагающие ценности и цели американской внешней политики. Новый форум должен настоять на том, чтобы США не подписывали никакие соглашения, пока министерство обороны не завершит в декабре текущего года подготовку доклада "О состоянии ядерного потенциала США" (Nuclear Posture Review).
Конгресс должен отказаться финансировать сокращения стратегических ядерных сил США в рамках нового договора СНВ на 2010 финансовый год, если президент не даст Конгрессу гарантии того, что в договоре предусмотрено достаточно механизмов для проверки его выполнения.
Кокус должен поддержать целевые санкции против российских компаний, которые продают Ирану и Венесуэле оружие, нарушающее существующий баланс сил. Конгресс должен потребовать от Москвы содействия в деле применения эффективных санкций против Ирана, включая ограничение импорта нефтепродуктов и прекращение всех поставок военной техники и технологий, если Тегеран откажется согласиться в полном объеме на контроль за его ядерной программой со стороны МАГАТЭ.
Кокус должен отстаивать права постсоветских государств на суверенитет и территориальную целостность. Конгрессу следует содействовать тому, чтобы администрация Обамы в сотрудничестве с европейскими государствами и компаниями добивалась реализации проекта Nabucco, в результате чего каспийские газовые месторождения будут связаны газовой трубой с Европой.
И наконец, американо-российские отношения улучшатся, если российское общество станет более открытым, прозрачным и демократическим. Конгресс должен взаимодействовать с администрацией в деле продвижения демократии, совершенствования качества государственного управления, укрепления прозрачности, власти закона и прав собственности, а также проводить слушания по этим вопросам.
Отношения между США и Россией слишком важны, чтобы отдать их на откуп исключительно энтузиастам в области контроля вооружений. "Российский кокус" Конгресса должен защищать американские интересы, одновременно укрепляя безопасность, свободу, демократию и экономическое сотрудничество с Россией.
Ариэль Коэн - старший научный сотрудник Института международных исследований им. Кэтрин и Шелби Каллом Дэвис (Kathryn and Shelby Cullom Davis Institute for International Studies) при фонде Heritage Foundation.