12 октября 1939 года президент США Франклин Д. Рузвельт (Franklin D. Roosevelt) дал «зелёный свет» ядерной эре. Учёным Альберту Эйнштейну (Albert Einstein) и Лео Сциларду (Leo Szilard) удалось убедить американского лидера в необходимости обогнать Германию в создании первой атомной бомбы. Через какое-то время будет запущен Манхэттенский проект, первым ощутим результатом которого было испытание ядерного устройства «Тринити» (Trinity), 16 июля 1945 года в Аламогордо (Alamogordo), штат Нью-Мехико (Nuevo México).
Три месяца спустя, урановая бомба «Малыш» (Little Boy) сотрёт с лица земли Хиросиму, уничтожив 140.000 человек. США снова применят атомное оружие в Нагасаки 9 августа 1945 года. Это будет последнее применение атомного оружия в ходе военных действий. Тем не менее, испытания атомного оружия в атмосфере продолжались даже после подписания в 1963 году Договора об ограничении ядерных испытаний. Многие страны, в частности, Китай, Индия и Пакистан не подписали этот документ.
Спустя семьдесят лет, новый хозяин Белого Дома, Барак Обама, награждённый в прошлую пятницу Нобелевской премией мира, провёл 24 сентября заседание Совета Безопасности ООН, на котором единогласно была принята резолюция №1887, поставившая целью «создать мир без ядерного оружия». Однако складывается ощущение, что США и другие великие державы не столько стремятся расстаться со своими атомными арсеналами, сколько пытаются не допустить, чтобы другие страны вошли в их закрытый клуб. Речь идёт прежде всего об Иране и Северной Корее. Резолюция 1887 призывает присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия те страны, которые до сих пор этого не сделали, и предлагает наложить полный запрет на проведение ядерных испытаний.
США являются одной из стран, до сих пор не ратифицировавших Всеобщий договор о запрещении ядерных испытаний. Этот документ также не ратифицировали до сих пор Китай, Индия, Пакистан, Израиль, Северная Корея и Иран. Что касается Договора о нераспространении ядерного оружия, то под этим документом нет подписей Пакистана, Индии и Израиля. Северная Корея вышла из него в 2003. Наибольшую обеспокоенность международного сообщества вызывает Иран, а Северную Корею уже считают страной, обладающей атомным оружием.
Российский президент Дмитрий Медведев сказал в пятницу, что «Россия весьма заинтересована в том, чтобы клуб ядерных держав не расширялся, поскольку ситуация может выйти из-под контроля». «Борьба с распространением ядерного оружия – очень важная задача, мы должны продолжать её и в то же время приступить к сокращению уже имеющихся ядерных арсеналов», заявил Медведев 1-му каналу российского телевидения. Президент напомнил, что в настоящее время Москва и Вашингтон ведут переговоры о подписании нового Договора о сокращении стратегических вооружений. Тот, который действует в настоящее время (СНВ-1), истекает 5 декабря нынешнего года. В июле этого года, во время визита Обамы в Россию, было достигнуто соглашение о том, что в новом договоре о сокращении вооружений у каждой из сторон будет около 1.500 ядерных боеголовок и 500 носителей ядерного оружия (ракеты наземного базирования, подводные лодки и стратегические бомбардировщики)
Арсеналы
В распоряжении России сегодня около 4000 ядерных боеголовок. У США, согласно различным источникам, от 5500 до 5966 боеголовок и около 1200 носителей. Из них около одной тысячи - баллистические ракеты. Весь ядерный потенциал Великобритании сосредоточен на четырёх подлодках, каждая из которых оснащена 16 пусковыми установками. Каждая ракета (всего их 64) способна нести до 8 ядерных зарядов. Согласно этим данным, Лондон имеет на вооружении 512 ядерных боезарядов, в то время как бриатнские власти подтверждают боеготовность всего лишь 160 головок.
Франция, помимо четырёх подлодок, имеет на вооружении 84 самолёта, оснащённых тактическими атомными ракетами средней мощности. В соответствии с данными Стокгольмского института исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute), Китай имеет на вооружении около 300 ядерных боеголовок и 252 носителя (120 ракет наземного базирования, 120 самолётов и одна подлодка с 12 пусковыми установками). Наряду с США и Россией, Китай является третьей страной, имеющей в своём распоряжении наземные, воздушные и морские средства доставки атомного оружия, то есть обладает так называемой ядерной триадой.
А вот что имеется на военных складах у остальных членов «ядерного клуба», представляет собой настоящую загадку. Потенциал Индии оценивается в сотню боезарядов; Пакистана – в 12; около 200 зарядов у Израиля, а Северная Корея располагает исходным материалом, достаточным для производства 12 ядерных устройств. Все эти страны имеют на вооружении ракеты среднего радиуса действия, а некоторые – тактическую авиацию с возможностью выполнения стратегических задач.
Средняя мощность ядерных зарядов пяти стран, являющихся постоянными членами Совета Безопасности ООН (США, Россия, Великобритания, Франция и Китай), колеблется от 350 килотоннами у американских боеголовок W88 до 1000 килотонн (одна мегатонна) у боеголовок W59 и 50000 килотонн (50 мегатонн) российской «Царь-бомбы». Одна килотонна равна по мощности тысяче тонн тринитротолуола (тротила). Для сравнения скажем, что мощность бомбы, уничтожившей Хиросиму, равнялась 15 килотоннам.
Когда США открыли ядерную эру, его лидеры надеялись удержать монополию на этот новый вид оружия. Однако атомным секретом быстро овладели другие страны. Советский Союз испытал свою первую атомную бомбу в 1949 году; Великобритания – в 1952; Франция – в 1960; Китай – в 1964; Индия – в 1974; Пакистан – в 1998 и Северная Корея – в 2006 году.
Специалисты в данной области считают, что всеобщее ядерное разоружение невозможно до тех пор, пока будет хотя бы одна страна «ядерного клуба», не готовая расстаться со своими арсеналами. Как явствует из военной доктрины России, пока США будут удерживать превосходство по обычным видам вооружений, ядерное сдерживание будет единственной принимаемой в расчёт альтернативой. Более того, в соответствии с документом, подписанным Владимиром Путиным в 2000 году, Россия оставляет за собой право применения ядерного оружия не только в качестве ответного удара на ядерное нападение, но также «в случае любой угрозы своей безопасности». Не исключает Кремль и возможности нанесения «превентивных ударов».